Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

За верстаком — отцы и дети

Яна Антонова
Яна АнтоноваГазета «Переменка»23 октября 2020
1209

Удивляет, как из маленькой идеи рождаются большие перспективы. Поражает, что находятся молодые мужчины, готовые учить мальчишек совершенно бесплатно. Восхищает, как за одно занятие вырастают юные умельцы Заходим в просторное помещение, обустроенное под мастерскую, в нос ударяет запах, словно я стою в глубине леса под покровом могучих деревьев. Пахнет чем-то теплым, таким, что нельзя передать словами, этот запах свежего дерева приятен, и не хочется, чтобы он пропадал. «Чувствуйте себя, как дома», — говорит высокий мужчина в камуфляжных штанах и темно-зеленой кофте.

 В творческой мастерской «Отцы и дети», куда я пришла, все деревянное и необычайно уютное. Разнообразные изделия: чашки, шкатулки, мебель — создают атмосферу света и тепла.
 «Отцы и дети» — это мастерская, где несколько талантливых мужчин обучают мальчишек от 7 до 12 лет работе с деревом и инструментами. Однако это не значит, что из девочки не может получиться хороший и добросовестный мастер по дереву. Сегодня я пришла в мастерскую «Отцы и дети», чтобы научиться чему-то новому.
Вступаю на путь мастера
 Я и еще пять мальчиков помладше подходят к столу. За ним, в шеренгу, как в армии, с гордо поднятыми головами стоят пятеро мужчин. Эти мастера — лишь часть большой и дружной компании проекта «Отцы и дети». Мы знакомимся друг с другом и немного рассказываем о себе. У всех, кроме одного мальчика, это занятие первое. Волнению никуда не деться, ведь я не представляю, как и что нужно делать. Остается только молить о помощи всех богов мастерства!
 
 Нам показывают инструменты и рассказывают о каждом из них. Удивленные взгляды мальчиков сопровождаются возгласами «Вау! Как круто!» Мне и самой очень любопытно: сколько этих сложных и непонятных названий: резцы, стамески, рашпиль, шуруповерты, коловорот, рубанок, киянка… И как тут можно запомнить что к чему?
Кое-как разобравшись в названиях инструментов, мы слушаем о материалах, из которых будем изготавливать изделия. Оказывается, самое распространенное дерево у нас на Урале и вообще в России — сосна. Сосна очень мягкая, легко обрабатывается, и ее очень много произрастает на нашей местности. А вот ясень — очень плотная и тяжелая древесина, из нее делают хорошую и дорогую мебель.
Дмитрий Тащилин, хозяин этой мастерской и один из организаторов проекта, показывает нам маленький деревянный квадратик темно-коричневого цвета.
— Это ДСП, а точнее ЛДСП,- рассказывает Дмитрий, поворачивая квадратик то одной, то другой стороной. — Как вы думаете, почему у него такое название?
— Потому что он квадратный! — восклицает Егор, в вязаном свитере болотного цвета и темными взъерошенными волосами.
— Не совсем, — улыбается мужчина.
— Д — древесно, С — стружечная, П- плита, — поясняет Стас, один из мастеров, — а ЛДСП, потому что плита ламинированная.
  На столе образовался беспорядок, ведь нам показывали, как сверлить дерево и забивать гвозди. Мальчик Федя с коротко подстриженными волосами и в серой водолазке предлагает убрать опилки. Он берет веничек и смахивает все на пол, на столе будто ничего и не было. «Соблюдайте чистоту на рабочем месте»,- напоминают нам.
 Не успели мы оправиться от шока после экспериментов с шуроповертом, уже показывают абразивный материал — шкурку. С ее помощью можно отполировать изделие. Прямо перед нами, наклоняющимися все ближе и ближе к столу от любопытства, Дмитрий разложил несколько разновидностей шкурок. Мы внимательно ощупываем каждую из них.
Делаем подсвечник
 Объявляют задание — сегодня будем мастерить подсвечник. Мастера показывают образец — вытянутый прямоугольник с горизонтальными линиями.
 Очень быстро у каждого из нас в руках оказывается вытянутый деревянный брусок, неотшлифованный и неокрашенный. Нужно с помощью шкурки сделать его гладким как шелк. Он должен быть ровным и без единой шероховатости.
 Придется признаться, что для мальчиков эта работа куда легче, нежели для нас, девчонок. Тут нужны крепкие мышцы и правильная техника выполнения. А вообще эта работа для перфекционистов. Сколько твоей душе угодно — столько и шлифуй. Все на твое собственное усмотрение и вкус.
 Внимательно следит за моей работой мастер Андрей — здесь принято к каждому ученику прикреплять наставника — и мы беседуем о жизни. Андрей, бывший участник игры «Одиссея разума», живет в своем доме, умеет работать с деревом и металлом. На вопрос, почему он участвует в проекте, рассуждает: «Когда мы станем старенькими, вот эти дети будут взрослыми. Нам надо с ними взаимодействовать. Мы передаём им свою энергию, а они передадут ее другим.
 Разные ребята приходят: кто-то из мальчиков стоит в сторонке на первом занятии, берешь его за руку, подводишь к столу, а в следующий раз он уже сам включается в работу».

 Я смотрю на свой брусок, поверхность которого лоснится в моих ладонях. Трогаю все его стороны и грани и прихожу к выводу, что можно демонстрировать свою работу. Показываю мастеру Стасу, он одобрительно кивает: «Не думал, что девчонкам тоже может быть интересно!»
 Иду к Дмитрию, который при помощи хитрого станка должен вырезать посередине бруса отверстие для свечи. Дмитрий приступает к работе, а я, пользуясь случаем, завожу разговор:
— Как появилась идея создания мастерской?
— Идея пришла моему коллеге, Григорию Белому, несколько месяцев назад. На похожий проект он наткнулся в сети — энтузиаст с Украины устроил в гараже мастерскую, где проводил занятия для мальчишек без отцов. Тогда Григорий понял, что хотел бы видеть нечто подобное в Челябинске. А сам я попал в проект, когда мне прислали пост о том, что Григорий хочет открыть у нас в Челябинске такие мастерские. Я написал, что у меня есть мастерская и желание по выходным проводить занятия для детей.
— А что побудило вас на это?
— У меня давно было желание организовать место, куда люди могли бы приходить и что-то делать своими руками. Я видел проекты Григория и решил, что с этим человеком можно что-то сделать совместное. И еще тот факт, что у меня есть своя столярная мастерская, поэтому я решил поучаствовать.
 
— Много ли мужчин откликается на помощь в проведении занятий? Как вы отбираете наставников?
— Мы приглашаем заинтересовавшихся в нашей деятельности мужчин на занятия. Смотрим, как они себя ведут, какие у них интересы.
— Есть какой-то общий портрет наставника?
— Да, это мужчины от двадцати пяти до сорока лет. Друзья друзей, знакомые. У нас четыре организатора и двадцать наставников.
 
— Как вы планируете развиваться?
— Хотим открыть мастерские в каждом районе Челябинска. Чтобы каждый желающий мальчик смог попасть на занятие (Сейчас ребята ждут своей очереди около двух месяцев — Прим. ред.).
 
— Что вы для себя получаете от этих занятий?
— Общение с людьми. Я тренируюсь выступать на публике, мне это интересно. У меня растет сын, ему уже два года. В будущем он тоже будет приходить общаться с ребятами, что-то мастерить. Раз в неделю я стараюсь прибрать в своей мастерской. Раньше сложно было организовать уют и порядок, а сейчас это необходимость.
 Разговор заканчивается, а мой брусок уже готов. Я смотрю на него и вижу, что еще совсем недавно это была обычная деревяшка с шершавой поверхностью. А сейчас это идеально гладкий брусок, с отверстием для свечи.
Я показываю будущий подсвечник Стасу, и он предлагает напильником подровнять края. Для этого нужно зафиксировать брусок с помощью струбцины — зажима для работы с деревом. Стас тоненьким, но тяжелым металлическим напильником выравнивает края. Это работа ювелирная, важен каждый сантиметр. Стас — настоящий профессионал, как и все здесь присутствующие, поэтому у нас все быстро получается.
 И теперь передо мной стоит выбор: обжечь подсвечник, чтобы он имел интересный рисунок, покрасить акрилом или оставить так, как есть. Я выбираю вариант — обжечь горелкой.
 
 И вот мое изделие — интересного цвета: бурого с темными разводами. Стас принес воск, а я обтерла тряпочкой подсвечник, чтобы он стал долговечнее. Нужно подождать, когда воск высохнет, и пока я беседую с мальчиками, которые закончили работу раньше меня.
«Почему ты пришел в эту мастерскую?» — спрашиваю одиннадцатилетнего Федора. «Раньше я играл в Лего, строил всякие здания и танки. Моя мама привела меня сюда, чтобы я научился мастерить. Я научился делать чемодан, скворечник, подсвечник». А десятилетний Артем дополняет, что он хотел бы, чтобы еще и вместе в походы ходили.
Все подсвечники готовы, мальчики радостно демонстрируют их своим мамам. Все мы в стружке и пыли, но сколько пережито радостных моментов! Вскипятив чайник, накрываем на стол и пьем чай с вкусняшками. Такой уютной и доброй атмосферы я давно не видела!



Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях