Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

За верстаком — отцы и дети

Удивляет, как из маленькой идеи рождаются большие перспективы. Поражает, что находятся молодые мужчины, готовые учить мальчишек совершенно бесплатно. Восхищает, как за одно занятие вырастают юные умельцы Заходим в просторное помещение, обустроенное под мастерскую, в нос ударяет запах, словно я стою в глубине леса под покровом могучих деревьев. Пахнет чем-то теплым, таким, что нельзя передать словами, этот запах свежего дерева приятен, и не хочется, чтобы он пропадал. «Чувствуйте себя, как дома», — говорит высокий мужчина в камуфляжных штанах и темно-зеленой кофте.

 В творческой мастерской «Отцы и дети», куда я пришла, все деревянное и необычайно уютное. Разнообразные изделия: чашки, шкатулки, мебель — создают атмосферу света и тепла.
 «Отцы и дети» — это мастерская, где несколько талантливых мужчин обучают мальчишек от 7 до 12 лет работе с деревом и инструментами. Однако это не значит, что из девочки не может получиться хороший и добросовестный мастер по дереву. Сегодня я пришла в мастерскую «Отцы и дети», чтобы научиться чему-то новому.
Вступаю на путь мастера
 Я и еще пять мальчиков помладше подходят к столу. За ним, в шеренгу, как в армии, с гордо поднятыми головами стоят пятеро мужчин. Эти мастера — лишь часть большой и дружной компании проекта «Отцы и дети». Мы знакомимся друг с другом и немного рассказываем о себе. У всех, кроме одного мальчика, это занятие первое. Волнению никуда не деться, ведь я не представляю, как и что нужно делать. Остается только молить о помощи всех богов мастерства!
 
 Нам показывают инструменты и рассказывают о каждом из них. Удивленные взгляды мальчиков сопровождаются возгласами «Вау! Как круто!» Мне и самой очень любопытно: сколько этих сложных и непонятных названий: резцы, стамески, рашпиль, шуруповерты, коловорот, рубанок, киянка… И как тут можно запомнить что к чему?
Кое-как разобравшись в названиях инструментов, мы слушаем о материалах, из которых будем изготавливать изделия. Оказывается, самое распространенное дерево у нас на Урале и вообще в России — сосна. Сосна очень мягкая, легко обрабатывается, и ее очень много произрастает на нашей местности. А вот ясень — очень плотная и тяжелая древесина, из нее делают хорошую и дорогую мебель.
Дмитрий Тащилин, хозяин этой мастерской и один из организаторов проекта, показывает нам маленький деревянный квадратик темно-коричневого цвета.
— Это ДСП, а точнее ЛДСП,- рассказывает Дмитрий, поворачивая квадратик то одной, то другой стороной. — Как вы думаете, почему у него такое название?
— Потому что он квадратный! — восклицает Егор, в вязаном свитере болотного цвета и темными взъерошенными волосами.
— Не совсем, — улыбается мужчина.
— Д — древесно, С — стружечная, П- плита, — поясняет Стас, один из мастеров, — а ЛДСП, потому что плита ламинированная.
  На столе образовался беспорядок, ведь нам показывали, как сверлить дерево и забивать гвозди. Мальчик Федя с коротко подстриженными волосами и в серой водолазке предлагает убрать опилки. Он берет веничек и смахивает все на пол, на столе будто ничего и не было. «Соблюдайте чистоту на рабочем месте»,- напоминают нам.
 Не успели мы оправиться от шока после экспериментов с шуроповертом, уже показывают абразивный материал — шкурку. С ее помощью можно отполировать изделие. Прямо перед нами, наклоняющимися все ближе и ближе к столу от любопытства, Дмитрий разложил несколько разновидностей шкурок. Мы внимательно ощупываем каждую из них.
Делаем подсвечник
 Объявляют задание — сегодня будем мастерить подсвечник. Мастера показывают образец — вытянутый прямоугольник с горизонтальными линиями.
 Очень быстро у каждого из нас в руках оказывается вытянутый деревянный брусок, неотшлифованный и неокрашенный. Нужно с помощью шкурки сделать его гладким как шелк. Он должен быть ровным и без единой шероховатости.
 Придется признаться, что для мальчиков эта работа куда легче, нежели для нас, девчонок. Тут нужны крепкие мышцы и правильная техника выполнения. А вообще эта работа для перфекционистов. Сколько твоей душе угодно — столько и шлифуй. Все на твое собственное усмотрение и вкус.
 Внимательно следит за моей работой мастер Андрей — здесь принято к каждому ученику прикреплять наставника — и мы беседуем о жизни. Андрей, бывший участник игры «Одиссея разума», живет в своем доме, умеет работать с деревом и металлом. На вопрос, почему он участвует в проекте, рассуждает: «Когда мы станем старенькими, вот эти дети будут взрослыми. Нам надо с ними взаимодействовать. Мы передаём им свою энергию, а они передадут ее другим.
 Разные ребята приходят: кто-то из мальчиков стоит в сторонке на первом занятии, берешь его за руку, подводишь к столу, а в следующий раз он уже сам включается в работу».

 Я смотрю на свой брусок, поверхность которого лоснится в моих ладонях. Трогаю все его стороны и грани и прихожу к выводу, что можно демонстрировать свою работу. Показываю мастеру Стасу, он одобрительно кивает: «Не думал, что девчонкам тоже может быть интересно!»
 Иду к Дмитрию, который при помощи хитрого станка должен вырезать посередине бруса отверстие для свечи. Дмитрий приступает к работе, а я, пользуясь случаем, завожу разговор:
— Как появилась идея создания мастерской?
— Идея пришла моему коллеге, Григорию Белому, несколько месяцев назад. На похожий проект он наткнулся в сети — энтузиаст с Украины устроил в гараже мастерскую, где проводил занятия для мальчишек без отцов. Тогда Григорий понял, что хотел бы видеть нечто подобное в Челябинске. А сам я попал в проект, когда мне прислали пост о том, что Григорий хочет открыть у нас в Челябинске такие мастерские. Я написал, что у меня есть мастерская и желание по выходным проводить занятия для детей.
— А что побудило вас на это?
— У меня давно было желание организовать место, куда люди могли бы приходить и что-то делать своими руками. Я видел проекты Григория и решил, что с этим человеком можно что-то сделать совместное. И еще тот факт, что у меня есть своя столярная мастерская, поэтому я решил поучаствовать.
 
— Много ли мужчин откликается на помощь в проведении занятий? Как вы отбираете наставников?
— Мы приглашаем заинтересовавшихся в нашей деятельности мужчин на занятия. Смотрим, как они себя ведут, какие у них интересы.
— Есть какой-то общий портрет наставника?
— Да, это мужчины от двадцати пяти до сорока лет. Друзья друзей, знакомые. У нас четыре организатора и двадцать наставников.
 
— Как вы планируете развиваться?
— Хотим открыть мастерские в каждом районе Челябинска. Чтобы каждый желающий мальчик смог попасть на занятие (Сейчас ребята ждут своей очереди около двух месяцев — Прим. ред.).
 
— Что вы для себя получаете от этих занятий?
— Общение с людьми. Я тренируюсь выступать на публике, мне это интересно. У меня растет сын, ему уже два года. В будущем он тоже будет приходить общаться с ребятами, что-то мастерить. Раз в неделю я стараюсь прибрать в своей мастерской. Раньше сложно было организовать уют и порядок, а сейчас это необходимость.
 Разговор заканчивается, а мой брусок уже готов. Я смотрю на него и вижу, что еще совсем недавно это была обычная деревяшка с шершавой поверхностью. А сейчас это идеально гладкий брусок, с отверстием для свечи.
Я показываю будущий подсвечник Стасу, и он предлагает напильником подровнять края. Для этого нужно зафиксировать брусок с помощью струбцины — зажима для работы с деревом. Стас тоненьким, но тяжелым металлическим напильником выравнивает края. Это работа ювелирная, важен каждый сантиметр. Стас — настоящий профессионал, как и все здесь присутствующие, поэтому у нас все быстро получается.
 И теперь передо мной стоит выбор: обжечь подсвечник, чтобы он имел интересный рисунок, покрасить акрилом или оставить так, как есть. Я выбираю вариант — обжечь горелкой.
 
 И вот мое изделие — интересного цвета: бурого с темными разводами. Стас принес воск, а я обтерла тряпочкой подсвечник, чтобы он стал долговечнее. Нужно подождать, когда воск высохнет, и пока я беседую с мальчиками, которые закончили работу раньше меня.
«Почему ты пришел в эту мастерскую?» — спрашиваю одиннадцатилетнего Федора. «Раньше я играл в Лего, строил всякие здания и танки. Моя мама привела меня сюда, чтобы я научился мастерить. Я научился делать чемодан, скворечник, подсвечник». А десятилетний Артем дополняет, что он хотел бы, чтобы еще и вместе в походы ходили.
Все подсвечники готовы, мальчики радостно демонстрируют их своим мамам. Все мы в стружке и пыли, но сколько пережито радостных моментов! Вскипятив чайник, накрываем на стол и пьем чай с вкусняшками. Такой уютной и доброй атмосферы я давно не видела!



Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях