Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Искусство или вандализм? – вот в чем вопрос…

Ксения Журавлева
Ксения ЖуравлёваГазета «То4ка ЗРения»25 октября 2020
637

Интервью с человеком, связавшим свою жизнь с достаточно необычным и во многом неоднозначном видом искусства – искусством граффити. Челябинский граффитист, известным в городе под творческим псевдонимом «Seon», охотно согласился дать интервью и ответить на все интересующие вопросы...

Сегодня мы пригласили человека, связавшего свою жизнь с достаточно необычным и во многом неоднозначном видом искусства – искусством граффити. Челябинский граффитист, известным в городе под творческим псевдонимом «Seon», охотно согласился дать интервью и ответить на все интересующие вопросы, но при одном единственном условии – вся личная информация (имя, фамилия, место работы) должна остаться «за кадром». Seon пожелал остаться «инкогнито», а потому вместо фотографии героя мы включили изображение одной из его многочисленных работ. В целях удобства и создания более комфортного формата диалога было заранее решено перейти на «ты».  

Расскажи немного о себе: как долго ты уже занимаешься граффити, что означает твой псевдоним?

Я называю себя «Seon» и, если честно, псевдонимы у граффити-художников редко означают что-то конкретное. Как правило, это просто приятное для слуха сочетание букв. Ну и, конечно, выбирая себе творческое имя, райтер стремится составить его из тех букв, которые у него наиболее удачно получаются при написании, ведь в этом и заключается основной смысл – написать свое имя как можно лучше и креативнее.  

 

Если я не ошибаюсь, граффити я уже занимаюсь около десяти лет, плюс-минус год.

 

На просторах интернета людей, рисующих граффити, как только не называют: граффитисты, графитчики, райтеры… и все-таки, как правильно?

 

Существует два типа художников граффити: бомберы и райтеры. Бомберы гонятся за количеством и стремятся получить экстрим от своего хобби: рисуют на вагонах поездов, в других запрещенных местах, на очень большой высоте и так далее. Райтеры же работают на качество и, в основном, не рисуют там, где нельзя. Но в принципе варианты «граффитист» и «граффитчик» тоже допускаются.

 

С чего ты начинал и что вообще подтолкнуло к решению связать жизни с таким необычным хобби?

 

Сложно выделить какой-то конкретный мотив, на выбор хобби повлияло несколько факторов: во-первых, я всегда любил рисовать, да и в принципе с детства был творческим ребенком, а во-вторых, банальная скука, наверное. Город, в котором прошло мое детство, был намного меньше Челябинска и не отличался благоприятным климатом. Дома сидеть особой охоты не было, а потому спасались мы от скуки, как могли. В какой-то момент я стал обращать внимание на необычные надписи на стенах и мне стало интересно. Я начал искать информацию в интернете, очень углубился в эту тему, а в скором времени и сам начал делать первые скетчи на бумаге. В последствии это переросло в серьезное увлечение.

 

Зацепило меня, прежде всего, и то, что в рисовании граффити всегда присутствует доля экстрима. Многие люди умудряются оставлять свои работы не только там, где это делать нельзя, но и в местах, где заниматься чем-то подобным просто на просто опасно для жизни. Завораживают, конечно, и работы профессионалов этой сферы. Иногда в голове не укладывается, как из обычных букв можно сотворить нечто настолько необычное и крутое.

 

Можешь немного рассказать о стилях в искусстве граффити? В каком стиле ты работаешь?

 

В граффити существует достаточно много стилей, попробую кратко рассказать об основных: Bubble letters -  главной особенностью стиля является округлая форма букв (похожих на пузыри или облака, отсюда и название) и предельная простота рисунка; Wildstyle - отличается от остальных высочайшей сложностью рисунка. Это связано с тем, что буквы имеют необычную форму, острые углы, переплетаются друг с другом, а также украшены различными мелкими эффектами (часто стрелками), придающими рисунку шарм; Throw-Up - Один из самых простых стилей граффити, направленный на быстроту выполнения. Отличается тем, что буквы нарисованы без всяких изысков, в основном в двух цветах и без особых дополнительных эффектов; 3D - сложный и необычный стиль граффити, в котором создается иллюзия присутствия 3-го измерения, ну и многие другие…

 

Как правило, граффити-художники совмещают в своих работах сразу несколько стилей, формирую при этом свою уникальную, ни на что не похожую манеру рисования. Что касается моего стиля, это шрифтовая композиция, в которой соединяются такие стили граффити как wildstyle и trow-up. Я делаю буквы простые в написании, но сложные по заливке, контуру или даже фону.

 

В чем вообще заключается основной смысл граффити?  Самовыражение или нечто более глубокое?

 

— Думаю, каждый вкладывает в занятие граффити нечто свое: для кого-то это просто течение, возможность «повариться» в крутой тусовке; для кого-то протест, некая оппозиция существующим рамкам и ограничениям современного общества; для кого-то способ коммуникации с другими людьми, а для кого-то шанс выделиться, достичь успеха и признания людей, способ испытать собственные силы.

 

Если говорить о первоначальном смысле граффити, все очень просто – суть в том, чтобы написать свое имя (творческий псевдоним) как можно круче. Нанести как можно больше, как можно качественнее, сделать так, чтобы другие приверженцы этой культуры о тебе узнали.

 

Ты обдумываешь композицию заранее или импровизируешь?

 

— По-разному. Как я уже говорил ранее, рисую я уже достаточно давно, а потому накопленный годами тренировок опыт и выработанный индивидуальный стиль позволяют мне импровизировать время от времени. Но чаще всего я все-таки готовлюсь заранее: делаю скетч (набросок) на бумаге, подбираю цветовую палитру, заранее выбираю место. Зависит от ситуации, времени и настроения.

—  Чем тебе больше всего нравится работать?

— Чаще всего я работаю аэрозольными красками, иногда приходится подключить к работе валики и фасадную краску. Все зависит от поверхности стены и задумки.

 

Что тебя вдохновляет?

— Абсолютно все: место, время года или суток, окружение, природа, музыка. Все.

 

 — Многие принимают уличную живопись за вандализм. Ты, как граффити-художник, как относишься к такой позиции? Как часто сталкиваешься с категорически негативно настроенными гражданами?

Я считаю, что сколько людей, столько и мнений. Разве можно назвать вандалом граффити-художника, который наносит на старые, обшарпанные стены построек красивые, яркие рисунки? Думаю, нет. Но художники тоже разные бывают, не спорю.

Что касается осуждения, людям чаще всего все равно. Как правило, они просто интересуются тем, что ты рисуешь и что это значит. Я практически не сталкивался с негативом за все эти годы, напротив, люди часто даже благодарят за то, что ты вносишь яркие краски в серые и мрачные городские пейзажи.

 

Насколько я знаю, райтеров часто отлавливают представители правоохранительных органов. Часто ли вообще происходит нечто подобное?

 

Быть может, в Питере или Москве это пресекается серьезнее, но у нас, в Челябинске, райтеры крайне редко сталкиваются с проблемами, если, конечно, они не разрисовывают здание администрации города, полицейскую машину или какой-нибудь памятник.

 

Мне, как человеку далекому от искусства граффити, немного непонятно: что это за необычные «подписи», оставляемые возле каждого рисунка, а, порой, и одиноко красующиеся на стенах? Зачем они нужны?

 

— Это называется «тэги». И да, действительно, тэг можно назвать своеобразной росписью граффити-художника. Она говорит о том, что этот рисунок нарисовал обладатель вот этого конкретного тэга.

 

Да, некоторые свободно оставляют свои тэги повсюду. Обычно так делают те, у кого в данный момент нет возможности сделать полноценную работу, но порисовать все-таки хочется. Вот они и лепят их куда ни попадя.

Насколько я знаю, в Питере и Москве часто проводятся различные граффити-батлы. Проводится ли нечто подобное в Челябинске? Какие вообще мероприятия, посвященные искусству граффити, проходят в нашем городе?

—Вообще различных граффити-конкурсов много. Это и конкурс скетчей, участники которого рисуют эскиз на бумаге, после чего сдают их на оценку и, если работа нравится, переносят уже на стену. Никто не отменяет конкуренцию с другими участниками и призы, разумеется. Существуют фестивали граффити, они проходят в разных городах и художников туда, как правило, приглашают. Кроме того, совершенно верно ты сказала, есть так называемые граффити-батлы. Это уже более серьезные соревнования, настоящая битва граффитистов.

Я, если честно, ни разу не принимал участия в такого рода мероприятиях, а потому даже не знаю, проводят ли нечто подобное у нас в городе.

 

— Для тебя граффити это исключительно самовыражение? Рисовал ли ты когда-нибудь на заказ?

 

Нет, на заказ я не рисую. Для меня граффити – приятное времяпрепровождение, возможность побыть наедине с самим собой и полностью погрузиться в работу, доставляющую мне удовольствие.

 

— Насколько я знаю, многие райтеры работают в командах. Как насчет тебя: предпочитаешь работать один или состоишь в каком-то объединении?

 

— Да, есть такое. Это называется продакшн. Что касается меня, я рисую один. Раньше была команда, но, знаешь, она была не ради совместных работ, а, скорее, просто ради хорошей компании.

 

 

— Опять же, не знаю, насколько правдива эта информация, но я слышала, что, если райтер без разрешения закрасит/испортит работу другого, могут начаться разборки, причем, зачастую, не в самой миролюбивой форме. Действительно ли это так?

 

— Совершенно верно. Нет, это не миф. Как и в любой другой культуре, в культуре граффити имеется определенный свод правил, одно из которых, как раз-таки, не перекрывать чужие работы без разрешения автора. Перепалки по этому поводу случаются достаточно часто и, да, как правило, дело доходит до драк. Особенно часто такое явление встречается в Москве и Питере, так как там «граффити тусовка» намного шире, рисует большое количество человек и места всем может не хватать.

 

 Какими навыками, чертами характера, по твоему мнению, должен обладать человек, решивший начать рисовать граффити?

 

— Слабоумие и отвага (смеется). А если серьезно, очень важно уметь общаться с людьми и действительно любить то, что делаешь.

 

— Это был последний вопрос. Спасибо тебе большое за то, что согласился дать интервью! Было очень интересно.

 

— И тебе спасибо! Было приятно пообщаться.

 

Честно говоря, диалог с героем интервью заставил меня посмотреть на уличное искусство под совершенно другим углом, вызвал интерес и твердое желание изучить этот вид творчества более детально. А вас?

 

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях