Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Школа как Эверест

Обычный день старшеклассника выглядит так: встал, опоздал на урок, потому что лёг спать слишком поздно, выслушал упрёки учителей, отсидел 7-8 уроков. Пришел домой, сел за домашнее задание или занялся подготовкой к ЕГЭ с репетитором. Потом нарешиваешь варианты до часу ночи и ложишься спать. Ты должен понимать абсолютно все предметы и решать контрольные на 5. Просмотр бесконечных вебинаров, бессонные ночи, нервные срывы, стол превращается в конвейер с вечно меняющимися учебниками. Из-за этого у большинства старшеклассников сильные проблемы со здоровьем, часть из них – именно на фоне стресса. Чувствуешь cебя покоряющим самую высокую гору, только при суровой погоде и без экипировки. Как школа становится для нас чередой испытаний и как мы с этим справляемся?

Вечная двойка

 

Как сейчас помню: в очередной раз узнаю о том, что у меня двойка за контрольную работу по физике. Листок с выполненным заданием был похож на рисунки маленького ребенка – почти всё было зачеркнуто красной ручкой. Мне говорят, что можно пересдать. Весь вечер сижу и пытаюсь понять тему «Электромагнитная индукция», решаю очень много задач и засыпаю прямо за столом.

На следующий день остаюсь после уроков, чтобы переписать контрольную. Зайдя в кабинет вижу только троих человек, у которых знания равны моим. Списывать можно не пытаться. Сажусь за первую парту – терять уже нечего, – и начинаю буквально молиться, лишь бы мне попался легкий вариант. Смотрю и понимаю: я решала подобные задания, хоть задачи оказались немного сложнее. Спокойно решаю первые 5 задач, а на последних трёх у меня – ступор. Что делать? Как делать? Я паникую, мне очень жарко, от волнения сводит колени. Ведь от этой оценки зависит судьба моего аттестата за 9 класс. Ладно. Делаю вдох и выдох и стараюсь как-нибудь решить.

Прозвенел звонок. Решила 7/8, да я просто супергероиня! Отдаю готовую работу учителю. Замечаю многозначительный взгляд в мою сторону, но особо не придаю этому значения. Вернувшись на свое место в ожидании результата, я начинаю мечтать об аттестате без троек.

Размечталась. Вижу оценку – «3» и длиннющий минус в журнале. Крайне обескураженная, подхожу к учителю и спрашиваю: «Почему вы поставили мне 3?». В ответ: «Ох, да знаю я тебя. Ты списала эту работу. (Каким образом, если я сидела у нее перед лицом?!). Ты и не смогла бы хорошо написать. Всё иди уже, пока я 2 не поставила». После этой истории мои попытки подружиться с физикой закончились.

 

Девушка со стрелками

 

Полина, будущая выпускница, всегда пользовалась уважением у педагогов. Первое, на что ты обращаешь внимание при разговоре с ней, – это яркие глаза-хамелеоны, всегда ровно нарисованные стрелки и её неспешная, но уверенная походка. Она говорит так убедительно, что, кажется, может заставить любого поверит во что угодно – даже что небо оранжевое.

Я пришла в школу уже со знаниями первого класса, может, даже второго, благодаря моей бабушке она меня научила: писать, читать и т.д.

Помню, в первом классе нам раздавали солнышки за правильные ответы и домашние задания, и во мне проснулся азарт. Ведь круто же получить больше солнышек, чем остальные. Получается, уже в начальной школе я поставила себе «планку отличницы». Когда мы решали какие-нибудь самостоятельные, для меня было важно сдать самой первой. Больше всего мне нравилось соревноваться с таким же отличником, как и я. Мы наперегонки решали примеры по математике и бежали к столу, для того чтобы положить работу на стол.

Когда я перешла в среднее звено, практически ничего не изменилось. С 5 по 7 класс я на самом деле старалась, выполняла добросовестно всю домашнюю работу, брала дополнительные задания. Никогда не приходила без готового домашнего задания. Конечно, на это уходило очень много времени, учитывая обучение в музыкальной школе.

В результате за мной закрепился образ ответственного человека, который всегда готов ответить на любом уроке. Дальше я была уже «на хорошем счету» у учителей, наработала репутацию, и иногда могла позволить себе расслабиться в некоторых моментах. Учителя уже знали, что я умею петь, активно участвую почти во всех школьных мероприятиях, конкурсах, и за это многое мне прощали.

Важно всегда правильно расставлять приоритеты. Трезво оценивать, где у тебя оценки похуже, понимать, как это исправить, и распределять свое время. Благодаря этим навыкам и репутации я в 11 классе иду на медаль, а 9 класс закончила на отлично.

Эта история подтверждает, что ярлыки в школе существуют, и бывают не только негативными. Но бывают люди, которые разрушают эти стереотипы: например, оболтус, который сдал ЕГЭ на 90+ баллов.

 

Мяч судьбы

 

Истории следующего героя я добивалась несколько дней. Мой друг Антон (имя по его просьбе изменено) совершенно не любит вспоминать о школе. Он сидит, развалившись на кресле, без особого желания и вечно отвлекается, пытаясь сдуть с лица мешающие отросшие волосы. В начале разговора долго «вспоминает» название урока, на котором «…изучают, как два плюс два сложить».

– Всю начальную школу я был отличником. Несмотря на стеснительность в то время я довольно легко шел на контакт со сверстниками и учителями. Мне по-настоящему нравилось учиться чему-то, получать знания. Но в 7 классе я пошел в секцию по баскетболу, и это стало моей страстью.

Антон однажды проболтался мне, после чего стал заниматься баскетболом: в начальной школе на уроке физкультуры ему в голову прилетел баскетбольный мяч. Но он не расстроился – ему… понравилось? Видимо, это как укус паука, только удар мячом.

– Всё свободное время я тренировался. Естественно времени на учебу практически не оставалось. Мои оценки быстро сменились с «5» на «3». Меня это не особо тревожило, в отличие от моих родителей. Я прекрасно знал, что стану тренером по баскетболу и не хотел тратить время на какую-то математику. Ближе к 9 классу я стал редко посещать школу. А ещё я очень люблю поспать, поэтому приходил, как правило лишь к 3-4 уроку.

К тому времени моя баскетбольная команда уже получила множество наград, и мы не собирались останавливаться. Но радость от побед портило давление со стороны родителей. Они считали, что я должен хорошо учиться, учителя начали называть оболтусом. Но когда настало время первых экзаменов, я не волновался. Возможно, поэтому я сдал их на 4.

В 11 классе, я также редко посещал уроки, но усердно готовился к экзаменам дома. Я сдавал биологию и химию, они нужны были для поступления на фитнес-тренера. Мне казалась эта профессия более востребована, чем тренер по баскетболу. Экзамены я сдал на 90+ баллов и спокойно поступил.

Так «оболтус», приложив усилия, смог исполнить свою мечту.

 

«Убери все учебники, ты на каникулах»

 

Читать истории людей, которые, несмотря на все трудности, продолжали двигаться к своей цели, – очень вдохновляюще. Но не всех суровые условия замечаний и плохих оценок закаляют. Например, не мою сестру.

Ксюша очень общительная, активная, восприимчивая девочка. В первый класс пошла с радостью, ей было интересно, что будет в новом коллективе. Но с первых дней учебы она начала себя странно вести: кричать, плакать из-за мелочей. На удивление, она совершенно разучилась нормально разговаривать, читать и писать, боялась сделать даже незначительную ошибку, сразу же начиналась истерика. Закончив первый класс, она ушла на летние каникулы и наконец-то выдохнула, всплески злости прекратились.

Но вот снова нужно идти в школу. Наша мама в то время уже начала изучать тему домашнего образования, но решила дать школе ещё один шанс. В сентябре всё началось по новой: домашняя работа, истерики, ссоры. Мама не выдержала и забрала документы сестры.

Первые месяцы Ксюша продолжала судорожно делать уроки. Страх школы её не отпускал, она не могла поверить, что всё закончилось. Мама сказала: «Убери все учебники, ты на каникулах». А потом они постепенно стали заниматься в свободной форме: решали задачи, писали в прописях, возвращались к чтению.

На следующий год сестра сама просила купить ей учебники, составила себе расписание и следует ему. Она стала абсолютно спокойным, счастливым и свободным ребёнком. У неё появилось много интересов. Но главное, она больше ничего не боится и легко может отстоять свою точку зрения.

 

В поисках понимания

 

Все люди – и школьники не исключение – разные. У них разные характеры, отношение к школе и учёбе, степень выносливости и умение расставлять приоритеты. Кого-то замечания и закрученные гайки подстёгивают, в ком-то пробуждает азарт похвала, а кому-то нужна свобода, индивидуальный подход и учитель, который сможет спокойно объяснить материал даже в десятый раз.

Современная школа стремится к развитию: у учеников и учителей появляется много возможностей. Обучение через игру, эксперименты, профориентация – список можно продолжать. Но чего действительно хочется школьникам? Например, чтобы в каждом классе не более 15 человек, и учитель смог бы донести информацию до каждого. Чтобы учебники наполнены интересными фактами, которые можно применить в реальной жизни, и составлены логично, чтобы ученик мог отследить закономерность действий или явлений. Можно устроить рейтинговую систему оценивания: если ученик на протяжении недели правильно отвечал на уроках, выполнял домашнюю работу, то ему давалась бы возможность провести один или два урока для своих одноклассников. Он был бы лидером, а кому не хочется им быть? Если ученик не справляется с каким-то предметом, то это должно быть не чем-то стыдным, а настраивать на «прокачку» слабого места. Хочется, чтобы можно было высказывать своё мнение и активно дискутировать с учителем – главное, чтобы мнение было обосновано и подтверждено фактами.

Школа должна быть другом, а не горой, которую необходимо покорить. Помощником в достижении целей, а не больной темой разговора у всех школьников и их родителей.

Конечно, учителя и ученики могут вечно писать списки в духе «Кто что должен». Главное – вовремя вспомнить о том, что счастье – это когда тебя понимают.

Фото: pixabay.com, risovach.ru

Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Программы и проекты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях