Об использовании в газетных заголовках на тему пандемии изменённых фразеологизмов
В начале 2020 года на весь мир обрушилась пандемия коронавируса. Население Земли не было готово и не знало, как жить во время всемирной «чумы». Ведь последняя масштабная пандемия, потрясшая человечество, произошла больше 100 лет назад.
Коронавирус, вошедший во все сферы общественной жизни, успел отразиться и на русском языке. «Масочный режим», «социальная дистанция», «работа на удалёнке», «дистанционное обучение», «самоизоляция», «плато», «красная зона» - все эти слова сейчас активно используются. Некоторые старые слова приобрели иной смысл, например, «карантин», «удаленка», «дистанция».
Журналистика первой откликается на изменения, происходящие вокруг. Пандемия коронавируса не стала исключением. Практически с начала 2020 года средства массовой информации освещают эти события. Всё больше мы стали слышать по радио, смотреть на телевидении, читать в газетах материалы о COVID-19 и его последствиях. Ни у кого уже не вызывает вопроса значение слов, о которых год назад мы даже не слышали или употребляли в другом контексте.
Конечно, журналисты будут писать о коронавирусе, пока мы его не победим. А вот читатели… «Да сколько можно!», «Опять этот ковид!», «Ай, да тут всё про коронавирус – читать даже нечего!»… Зачастую именно такие отзывы можно слышать о содержании статей. Но журналисту, редактору необходимо, чтобы прочитали именно их статью о «надоевшем всем коронавирусе». Как привлечь, заинтересовать читательскую аудиторию? Сделать так, чтобы «зацепило»? С чего начать? Конечно же - с заголовка.
Заголовок - важнейший элемент текста, 50 процентов успеха. Именно заголовок сначала бросается в глаза читателю. Неординарный, яркий и запоминающийся привлекает его внимание, пусть даже он и будет связан с приевшейся всем темой.
Одним из выразительных средств русского языка, который журналисты часто используют в заголовках, являются фразеологизмы. Фразеологизмы - это связанные, устойчивые сочетания двух и более слов, равные по значению слову. Их практически невозможно перевести на другие языки.
С целью создания наибольшего эмоционального эффекта журналисты используют в заголовках трансформированные (изменённые) фразеологические обороты. Эти изменения могут быть разными: добавление, исключение или замена одного или нескольких элементов.
Мы просмотрели заголовки нескольких изданий газет за 2020 год: от районной «Знамя Октября» и областной «Губернии» до общероссийских «Комсомольская правда» (с приложением – газетой Парламентского Собрания Союза Беларуси и России «Союзное вече»), «Аргументы и Факты» (далее - АиФ. - П.П.). Нам встретилось около 40 заголовков, в которых авторы статей обыгрывают фразеологизмы, изменяя их применительно к теме пандемии.
Наша статья не носит научно-исследовательского характера, поэтому отметим, что для рассмотрения мы выбрали не только фразеологизмы в их привычном узком понимании, но и названия фильмов, песен, стихов (или строчек из них), телевизионных передач. Какие-то фразеологизмы из нашей картотеки сохранили свою первоначальную версию, другие были произведены с заменой одного слова, третьи оставляли только созвучность с оригиналом.
Первые недели жизни на карантине были особенно тяжёлыми: пришлось привыкать к новым бытовым условиям, к необычному режиму обучения. И для этих тем журналисты нашли оригинальные заголовки: «Картошка, макароны и немного гречки»// Комсомольская правда. – 25.03- 01.04.2020.– с.38 (о запасах на время самоизоляции); «Жир вашему дому» // Аргументы и Факты. – 2020. - №17 - с.14 (диетологи о том, как не растолстеть на карантине); «Есть нельзя выкинуть» // Аргументы и Факты. – 2020. – №14-с.14 (о хранении продуктов, которыми потребители успели забить антресоли на время самоизоляции); «Всё лежит по плану» // Комсомольская правда – Челябинск. - 31.03.2020 г. – с. 9 (о первой неделе самоизоляции); «Парк довирусного периода» // Комсомольская правда – Челябинск. - 31.03.2020 г. – с. 8 (о первых неделях жизни на карантине); «Что год дистанта нам готовит?» // АиФ – Южный Урал –№47. – 2020 г. - с. 15 (о переводе на дистанционное обучение отдельных регионов России).
Как известно, у пандемии оказалось немало отрицательных моментов кроме медицинских: активизировались мошенники всех сортов, повысились цены на некоторые товары, увеличилось число оставшихся без работы, закрылись магазины и учреждения, невозможно стало выехать за границу и т.д. Об этих и других негативных последствиях коронавируса журналисты рассказывают в своих статьях, используя яркие и выразительные заголовки: «Утром - деньги, вечером - маски» // Комсомольская правда. – 18.03.2020. - №10 (о том, как аферисты наживаются на коронавирусе); «Табор уходит в онлайн» // Комсомольская правда. – 26.02.2020 г. – с.14 (о цыганском гадании по интернету и вымогании денег); «Дело грязных рук человеческих» // Аргументы и Факты – Южный Урал. –2020. - №17 – с.17 (об уроках и выводах эпидемии коронавируса); «За кадры решают все»// Аргументы и Факты. –2020.– № 20 - с.7 (о том,сколько человек останутся без работы во время пандемии и на что им рассчитывать); «Коронавирус чихать хотел на цены» // АиФ – №7. - 2020. – с.9 (об экономических последствиях вспышки коронавируса); «Держи карман крепче» // АиФ – №45. - 2020. – с.6-7 (о телефонном и интернет-мошенничестве во время пандемии); «Процент слезам не верит» // АиФ-Южный Урал. - №39. - 2020. – с.16 (о том, как южноуральцы назанимали у ломбарда в период пандемии); «Жульём поросло» // АиФ – №40. - 2020. – с.8 (о новых способах мошенничества в период пандемии); «Чихает Китай – трясётся весь мир» //Комсомольская правда – 29.01.2020 г. – с.7 (о том, что коронавирус может вызвать экономическое цунами); «Что увидим в конце тоннеля?» // АиФ –№48. – 2020 г. - с. 3 (о тревожном будущем жителей России); «Лекарства приказали долго жить» // АиФ – №48. – 2020 г. - с. 6-7(о дефиците таблеток в период пандемии); «Пусть любовь подождет» // Комсомольская правда. – 13.03.2020. – №28-с.13 (о воздержании встреч людей из разных городов в период пандемии); «Сдавайся кто может» // Союзное Вече. – 20-26.03.2020. - №12. – с.7 (о правилах возврата авиабилетов в период пандемии); «Каникулы кредитного режима» // Комсомольская правда. – 27.03-02.04.2020. - с.9 (об отсрочках по кредитам из-за нового финансового кризиса в период пандемии); «Отдых строгого режима» //Аргументы и Факты – Южный Урал. –2020.- №24– с.17 (о правилах отдыха в санаториях в период пандемии); «Уезжая уезжай» // Комсомольская правда. – 27.03-02.04.2020. – с.6 (о железнодорожном сообщении между Москвой и Минском в период пандемии); «Всё включено. Маска тоже» // АиФ – №34. - 2020. – с.19 (о том, как изменился отдых по системе «Всё включено» в период постпандемии); «Вперёд и с пенсией» // АиФ – №40. - 2020. – с.9 (о том, пересмотрят ли в условиях пандемии размеры пенсий и выплат по уходу за пожилыми людьми).
В средствах массовой информации в период пандемии широко обсуждались вопросы о природе происхождения вируса, его лечении, об изобретении вакцины от него и её эффективности. Думаем, вы бы прочитали статьи с такими заголовками, ну или хотя бы отметили их необычность: «Я вакцины не боюсь» // АиФ – №30. - 2020. – с.5 (об испытании в России вакцины от COVID-19); «Нанести сокрушительное заражение» // АиФ – №1-2. - 2020. – с.14-15 (об адаптации бактерий к современным антибиотикам); «Кара поднебесная»// АиФ – №6. - 2020. – с.3 (о версии рукотворного происхождения коронавируса); «Воспаление не из лёгких» // АиФ – №8. - 2020. – с.25 (о пневмонии, смертность от которой выше, чем от коронавирусной инфекции); «Кому тяжела «корона» //АиФ – №45. - 2020. – с.13 (о новых загадках COVID–19 и способах его лечения); «Коронавирус: второе пришествие» // АиФ – №42. - 2020. – с.21 (о том, защитит ли прививка от гриппа от заболевания COVID-19); «А ты измерил температуру?»//Комсомольская правда – Челябинск - 17.03. 2020 г. – с.6 (о необходимости измерять температуру в начале рабочего дня в период пандемии).
Мировая эпидемия и проблемы тоже мировые. Экономические и политические международные отношения, объединения разных государств в борьбе с коронавирусом. Что ждёт страны после пандемии? Об этом можно прочитать в статьях журналистов под такими заголовками: «Коронный прием»// Союзное Вече. – 06-12.03.2020. - №10. – с.8 (об объединении Республики Беларусь и Российской Федерации в борьбе с китайским вирусом); «Ей пришел Ханой» // Аргументы и Факты. –2020. –№18-с.11 (почему Вьетнам смог задушить пандемию в зародыше); «Держа рост пистолетом» // АиФ – №27. - 2020. – с.10 (рассуждения о том, какие страны преуспеют в экономике после окончания пандемии); «Ход турецкого» // АиФ – №46. - 2020. – с.15 (об отношениях России и Турции в период пандемии); «Где в кризис жить хорошо?»//АиФ – №36. - 2020. – с.9 (экономический анализ последствий коронавируса в разных странах); «Настроение по осени считают» // АиФ – №37. - 2020. – с.3 (о коронавирусе, протестах и конфронтации с Западом); «Остров свободы от COVID-19» // АиФ – №48. – 2020 г. - с. 14 (о том, как бедная Куба останавливает волны коронавируса); «Почему мы – страна победившего гарнира?» // АиФ – №49. – 2020 г. - с. 3 (о том, каким становится в русле мировых перемен российское общество); «Луч света в кризисном царстве» // АиФ –№51. – 2020 г. - с. 8 (о том, что ждёт нашу экономику после пандемии); «Из нервных уст» // АиФ – Южный Урал. - №52. – 2020 г. - с. 21 (о том, как обернуть кризис себе на пользу).
Для заголовков статей о положительных моментах в борьбе с коронавирусом журналисты тоже нашли, как изменить фразеологизмы: «Гадание на вирусной гуще»// АиФ. – 2020. - №20 - с.17 (главврач Коммунарки об опыте борьбы с коронавирусом); «COVID-19: пока все дома» //АиФ. –2020.- №15– с.16-17 (о добровольцах, готовых помогать оказавшимся в трудной ситуации людям); «День святого карантина» // АиФ – Южный Урал. - 2020. - №15 - с.17 (о замедлении роста числа заболевших коронавирусом).
Понятно, что как только стихнет и насовсем уйдёт пандемия, мы перестанем использовать некоторые чисто «коронавирусные» слова: ковид, маска (медицинская), самоизоляция и другие. С уходом понятия перестанет быть актуальной и тема. Количество этих слов и их производных в заголовках газетных статей будет уменьшаться и постепенно сведётся к нулю. Но фразеологические единицы, в том числе и изменённые, для оформления яркого и экспрессивного заголовка по-прежнему останутся коронным приёмом журналистов. Коронным - не от слова «коронавирус» в сокращённом его варианте «корона», а в значении «лучше всего удающийся».