«Привет, Алиса», – первое, что я слышу, войдя в кабинет 410а. Вполоборота ко мне сидит, улыбаясь, Артем Витальевич Курочкин – учитель литературы и руководитель театральных занятий. «У нас девочки пытаются продать друг другу ручку, присоединяйся».
Я пришла на занятия театром в четверг, хотя они проходят и в среду, и в понедельник. Под фразой «кружок Артема Витальевича» я представляла театральную студию, где ребята разучивают этюды, ставят пьесы, а вижу обычный кабинет и… игры.
Артем Витальевич:
— Сейчас в большей степени занятия состоят из игр. Иногда мы делаем импровизационные этюды – ребята придумывают сценки и показывают их. Конечно, всегда хочется большего. Но пока для нас это большая нагрузка, поэтому проводим скорее тренировки в постановке номеров.
Слышны голоса, смех и бурное обсуждение чего-то, возможно, даже спор.
– Посмотрите, какая замечательная ручка! Это немецкое качество! А как здорово пишет! Хотите взять прямо сейчас, всего за, внимание, один рубль?!
– Нет, не хочу. Простите.
И так еще десятки попыток. На самом деле, дело тут не в деньгах и не в самой ручке. Первоначальная задача – продать её по цене рубля, только как это сделать? Учитель подсказывает – найти к человеку подход и оказать на него влияние. Достижение подобных умений – основная задача занятий.
— Театральное искусство в большей степени не учит, а выражает что-то. Ораторское искусство учит управлять своими эмоциями, своим телом и взаимодействию с партнером на площадке.
После успешной торговли ручками девочки и Артем Витальевич готовятся к новой игре. На этот раз – «Угадай, кто ты», игра, где человек пытается, задавая вопросы, узнать персонажа, чье имя написано на бумажке, прикрепленной к его лбу. Все сидят за одним столом, обсуждают игру и шутят. Поначалу и не скажешь, что это похоже на общение учителя с учениками.
– Сейчас это не организованная студия, то есть, нет конкретного состава учеников. Ко мне приходят ребята из восьмого и девятого классов, но я беру и классы помладше тоже.
Один из участников «театра», восьмиклассник Андрей Чайкин, рассказывает о занятиях: «Здесь мы играем в разные игры: «Имаджинариум», всевозможные импровизации, создаем этюды и сценки. Каждую среду после уроков можно расслабиться и отдохнуть от школьной суеты. Мы много играем, общаемся на накопившиеся за прошедшую неделю темы и просто весело проводим время. В первую очередь, я научился общаться с разными людьми, находить к ним подход, импровизировать».
Все же есть что-то общее между театральным и ораторским искусством. Игра. Правда где-то она является результатом – актерской игрой, а где-то – подходом к обучению ораторов.