Феминизм, эмансипированность, дерзость, реальная любовь или брак по расчету – все это есть на страницах романа Джейн Остен «Гордость и предубеждение». Софья Тришкина в рецензии на классический роман доказывает, что мы можем найти себя даже в книгах, написанных двести лет назад, и что история развивается циклично.
Если вы знакомы с сюжетом - по книге или фильму - то безусловно помните, а если нет - узнайте примерные характеристики семьи Беннетов, вокруг которых развиваются события: отец – обычный «папа́», старающийся обеспечить свое семейство и найти выгодную партию дочерям; мать – весьма легкомысленная женщина, не особо вкладывающаяся в воспитание своих пятерых дочерей; старшая сестра Джейн – весьма застенчивая девушка, не проявляющая ярых чувств ни к близким, ни к возлюбленному, «ни в ком не видящая слабостей»; сама Элизабет, чаще Лиззи – юная леди, решительная в своих высказываниях, не гонящаяся за браком, но и не решившая, что делать вместо этого; Лидия и Китти – две взбалмошные кокетки; и Мэри – «юная дама глубоких познаний», очень философичная натура.
Текст становится произведением, когда с ним в диалог вступает читатель. И начинать этот диалог принято с названия. С этого и начнем. Что вкладывает автор в название произведения? Почему именно эти слова? Сама Остен делит произведения на 3 тома.
Гордость
Гордость. Гордыня. Непомерная гордость, заносчивость, высокомерие. Гордыню считают одним из семи смертных грехов. Почему же в названии Остен использует именно это слово? Людям свойственно это чувство. И именно из-за него завязывается основной конфликт.
Как все люди, испытывают гордость и главные герои – мистер Дарси и Элизабет Беннет. На протяжении всего первого тома они находятся в негласном соревновании друг с другом, как бы стараясь превзойти соперника в упрямстве. Все как сейчас: он и она; пара или одноклассники; каждый стремиться доказать свою правоту; оба упрямятся, но в конце, концов кто-то не выдерживает и поддается\сдается. Открывает счет именно Дарси, когда во время разговора с другом, Бингли, говорит, что Элизабет недостаточно красива, чтобы увлечь его. И вновь знакомая ситуация - да, девочки? Эти их вечные обсуждения нас! Серьезно, парни, иногда вы бываете хуже сплетниц! И, судя по книгам 19 века, так продолжается долгое время.
Ну, а женщина в гневе страшна - особенно в 18 веке, когда есть масса времени обдумать слова оппонента и нанести ответный “удар”. И Элизабет дает согласие на это “соревнование”. Теперь при каждой их встрече они “любезно” обмениваются колкостями - не дают друг другу покоя, пытаясь понять.
В 18 веке в бальную залу сначала врывается репутация, а потом девушка! Несмотря на то, что Дарси встретил Лиззи (разрешите мне ее так называть) на балу впервые, он был резок в высказываниях по отношению к ней. И я склонна именно к теории о том, что репутация «дошла» до молодого человека раньше: девушка из большой семьи, не обучена «должным» образом (читает и лишь немного играет на инструменте), высказывается довольно резко для девушки. Вот что могло послужить поводом для подобного поведения Дарси, ведь он - типичный «золотой мальчик»: богат, имеет целый Дербешир; доход около десяти тысяч в год (для «влиятельных матушек» это особенно важно); очень хорошо образован. Но есть одно «но»: горд. Хотя кому до этого дело? Он же богат! А это, как мы знаем, залог счастливой жизни любой барышни.
Ничего не приходит в голову? Стереотипы… О, да. Любимое! Он – богач из столицы, сын депутата, бизнесмена, олигарха и тому подобное. Она – простушка, приехавшая из провинции поступать в столичный ВУЗ. И начинается «русский сериал». Вспомнили? Только вот Элизабет не простушка-провинциалка. Она девушка из среднестатистической семьи из города на окраинах Лондона; она образована, да, не так хорошо, как полагается, но все же; не многим отличается от других девушек из ее окружения.
Но чем-то ведь отличается, раз в итоге привлекла Дарси. Он не встречал таких девушек, как она: рядом с ним всегда были высокообразованные «кисейные барышни», их внимание и обходительность преследовали его. А тут - получите: Лиззи с ее выкрутасами в виде дерзостей и личного мнения, нежелания следовать стереотипам. Конечно, он обратил своё внимание на неё.
А что стояло у истоков дерзости Элизабет? Против чего была эта дерзость? Может ли быть, что таким способом девушка отгоняла от себя женихов? Ведь кто захочет себе непокорную невесту? Никто. Но, девушка все же получает предложение от кузена отца, мистера Коллинза, к которому должен перейти дом Беннетов - а это еще одна несправедливость по отношению к женщинам: дом в наследство передавался только по мужской линии! Лиззи отклоняет предложение, она не готова выходить замуж и ее семья, кажется, не настаивает на этом. Хотя, как не настаивает… Матушка бьется в истериках после того, как отец сказал Элайзе, что не захочет ее видеть, если она согласится на брак, тем самым давая разрешение не выходить за Коллинза.
Но есть и другие семьи, с другими установками на будущее. Главную героиню современного сериала Netflix «Бриджертоны» (2021), Дафну, растили с мыслью о том, что «…вся жизнь сводиться к одному мгновению. Это все, ради чего меня растили. Это… все, что я есть. Иной ценности у меня нет. Не смогу найти мужа – буду бесполезной». Звучит как бред, правда? Но, к сожалению, очень долго роль женщины сводилась именно к этому – поиск выгодной партии. А для кого выгодной, это уже другой вопрос.
“И”
И. Это всегда или продолжение мысли, или ее незавершённость - надежда на продолжение. У Остен это размышления. Размышления героев по-поводу произошедших событий, размышления при общении с кем-то. В какой момент мы застаем главных героев во втором томе?
Элизабет. Девушка попала в весьма затруднительное положение: она отказалась от предложения мистера Коллинза, а вместе с этим и обрекла своих сестер на неопределенность (в силу того, что после смерти отца дом перейдет именно к мистеру Коллинзу и он сможет выгнать их на улицу). Старшая сестра находится в смятении – она так и не получила предложение от мистера Бингли, который отбыл в Лондон; ее надежды на брак рухнули.
Лиззи оказалась между двух огней: с одной стороны - интересы ее семьи, с другой - ее собственные желания. В первом случае она подверглась порицаниям со стороны матери из-за отказа выходить замуж, а еще ее сестра нуждалась в поддержке. ВО втором случае - с желаниями - отказ от брака с Коллинзом заставляет девушку задуматься о будущем. Где ей искать партию?
И Остен буквально сует под нос Элизабет мистера Дарси со словами: «Дозвольте сказать, как пылко я восхищаюсь вами и люблю вас» и делает девушке предложение руки и сердца.
Как же так вышло? Ведь еще том назад эта девушка была не способна завладеть его вниманием. Что изменилось? К сожалению, повествование в романе ведется только от лица Элизабет и узнать о том, что думал мистер Дарси в этот момент нельзя. Остается лишь выдвигать теории.
Теория первая. Она была не такая как все. Как в свое время Татьяна Ларина обратила внимание на Онегина из-за его непохожести на окружение, так и мистер Дарси сразу понял, что перед ним не кисейная барышня. Девушка довольно резко высказывается во время их бесед. Она не гонится за браком.
Теория вторая. Причина в любви девушки к семье. Элизабет очень привязана к родным, особенно к старшей сестре и отцу, который стает на защиту дочери в момент нежеланной женитьбы. А ведь все шаблоны отношений формируются в семье: кому же достанется эта женщина, умеющая так любить?
Что же происходит с героями дальше? Конечно, Элизабет не говорит, что жениться с Дарси это предел ее мечтаний. Она горда, она видит Дарси монстром: во время признания попрекает его поступками по отношению к ее сестре (во многом из-за нее девушка отказывается от брака: она не может «…принять предложенье человека, кой сокрушил – быть может, навсегда – счастье любимой ее сестры») и их общему знакомому, мистеру Уикэму.
Для ясности: они с Дарси когда-то были друзьями, но мистер оказался гадким человеком. Получив и промотав наследство от отца Дарси, молодой человек вернулся и начал просить денег, а после в корыстных целях хотел убежать с Джорджианой, сестрой Дарси. Вот гад, да? Неудивительно, что он потерял дружбу Дарси.
Но Лиззи, как девушка из нашего двора верит сплетням и интригам компании, верит рассказу Уикэма. Признание Дарси не приводит ни к чему. Он уезжает и пишет девушке письмо, в котором все проясняется. С этого момента начинается новая глава для героев – Предубеждение.
Предубеждение
Предвзятое мнение. Заранее отрицательное. Предрассудок, основанный на стереотипах, мнении общества. Эпизод с признанием Дарси, является апогеем предубеждения, поскольку показывает зависимость обоих от общественного мнения.
Дарси, считавший поступки девушек семьи Беннетов вульгарными, убеждается в обратном после разговора с Лиззи. Лиззи, до этого считавшая Дарси грубым и заносчивым, наконец видит его другим, а вместе с этим получает правдивую историю вместо интриг.
Путь к «любви» героев проходит через ряд предубеждений, переступать через которые начинает именно Дарси. Он делает ей предложение несмотря ни на что; он после отказа девушки спокойно поддерживает беседу и приглашает ее с родственниками в гости; он помогает ее сестре и Уикэму вступить в брак, дабы не опозорить всю семью. А Лиззи наконец понимает, что благодарна этому человеку. Ее любовь «благодарная», любовь за все поступки, которые он совершил ради нее, зная, как это важно.
В момент признания Дарси был готов переступить через общественное мнение, но это было далеко не легко. Ему нужна была веская причина. Если бы только в тот момент он видел в глазах Элизабет взаимное чувство, Дарси мог бы в тот же момент жениться на ней. Если бы Лиззи не шла на поводу у общества, не слушала бы мнение о том, что он очень холоден, а изначально непредвзято отнеслась к Дарси, то она бы не была столь резка к нему. Именно поэтому Остен не сразу показывает эту «любовь». Потому что, чтобы прийти к этому чувству они оба должны переступить свою гордость и преодолеть предубеждение.
А каким мог бы быть финал вместо хеппи-энда? Что, если бы Дарси забыл о Лиззи? Какая судьба могла бы ждать девушку? Возможно, она так и не нашла бы себе мужа и подалась в гувернантки, поскольку была не так глупа; или после смерти отца ей пришлось бы пойти работать - не исключено, что в отчем доме: на лучшую подругу, которая вышла за мистера Коллинза и получила бы имение по наследству. Или стараниями матушки Лиззи нашла бы другого мужа и жила обычной сельской жизнью.
Но нет, нельзя просто так отбросить любовь Дарси. Если предположить, что это была его первая настоящая любовь, то он вряд ли бы забыл Элизабет. Еще не способный переступить через мнение общества, он бы не женился на ней. Но в любом случае мы приходим к романтизированному финалу, где ключевое место займет любовь героев.
Что мы получили в итоге? Изменилось ли что-то в наше время? В жены ищут все таких же “кукол”, только требования к ним уже немного другие. Девушки все так же стараются бороться: за свое право на свободу в любви и выборе рода деятельности. Вопросы, которые задавали себе люди того времени перешли и к нам. Мы просто дали им новые названия.