В конце коридора корпуса «б» первого этажа есть скрипучая деревянная дверь. Еженедельно за ней пропадают мальчики. Говорят, там их захватывают неукротимые дрели, скачущие гвозди и живые деревяшки. Проверим?
— Салам Аллейкум! — слышу я приветствие от мальчиков, переступая порог 114б. Меня в ту же секунду охватывает рукотворный хаос. Кажется, на каждый квадратный сантиметр этого малень-кого кабинета приходится действие. Отсюда летят стружки, там шорохи напильников, а тут усиленно пилят брусочек, притом используя не только руки, но и все тело. Получается своеобразный шаманский танец с пилой и деревяшкой. Но ведь это не кружок труда, а именно урок. Должен же быть какой-то план или задача?
— Здравствуйте! А что вы сейчас делаете? — спрашиваю я у учителя технологии Александра Николаевича Чебанько.
— Учимся работать с новыми инструментами, — начинает отвечать Александр Николаевич, но его прерывает упавший молоток. Ловлю себя на мысли, что пусть здесь находиться безопасно, но ходить лучше аккуратней.
— Школа закупила нам новое оборудование, — продолжает учитель и берет в руки дрель с аккумулятором. — И со всем этим ребята учатся работать. Часто бывает такое, что приходят и не знают, как называется, как в руках держать. Мы не требуем от ребят идеальности. Главное, чтобы работали. А остальное само придет. И каждый у нас на уроках при деле. Пойдем посмотрим.
Александр Николаевич машет рукой и ведет меня к ученикам. Работают они за весьма удобными партами. Особенно завидуешь тому, что есть полочки для портфелей под рабочим местом. И пространства достаточно для каждого. Хотелось бы и в нашем «девчачьем» классе иметь такие удобства. Подходим к первому столу, в тисках закреплен квадратный брусок. А над ним мальчик со стамеской то с одного края подойдет, то с другого. И так и этак повернется, извернется.
— Это будет парное сердечко! — гордо заявляет он.
— Это индивидуальные занятия. Каждый выбрал себе проект и делает его не за один день, а постепенно. Сначала готовят чертежи у Ольги Юрьевны. Затем приносят свои деревяшки и приступают к выполнению, — поясняет Александр Николаевич. — Кто-то, вот видишь, не принес. Сидит, списывает.
И вправду, в углу за партой сидит мальчик, усердно делающий умное лицо. Рядом разложены тетради, пенал. «Ну и правильно, — думаю я. — За-чем зря время терять?» Проходим дальше. У следующего ученика тоже закреплен брусочек в тисках. Только он неровный какой-то и с отверстиями. Для меня это выглядит странно и непонятно, но семиклассник работой увлечен.
— Посмотри, вот тут делают очень ответственную работу. Я даже спрашивать не буду, что это, они сами не знают. А потом это во время работы во что-то оформится.
— Это заготовка! У вас готовка, у нас заготовка. Все честно, — усмехается парень.
Пожалуй, соглашусь с ним. Уж лучше еду готовить, чем деревяшки. А вот шитье с удовольствием бы променяла на обработку дерева. Интересней иметь при себе деревянный пистолет, нежели фартук или юбку!
— А может, я тоже хочу пилить и строгать, а не шить? — спрашиваю я.
– Так приходи! Ребята очень радуются, когда девчонки приходят, — улыбается учитель. — Даже заметно, как лучше работать начинают, — уже тише и со смешком добавляет Александр Николаевич.
— Да-да, мы вас пустим! — поддерживают его мальчики.
— Самый старательный у нас на уроках Кирилл Халин. Правда, он балуется сейчас, — Александр Николаевич показывает рукой на двух мальчишек. Оба в наушниках, смеются чему-то своему. Первый из них держит в руках молоток и время от времени забивает гвозди. Только вот шляпка у гвоздя сгибается, чего быть не должно. Это я и без уроков технологии, из жизни знаю. А второй, Кирилл, стоит рядом и наблюдает.
— Зачем ты это делаешь? — спра-
шиваю я.
— Мы тренируемся забивать гвозди. Чтобы научиться забивать правильно и быстро, — отвечают.
— И как называется человек, который вот так гвозди забивает? — Александр Николаевич показывает рукой на первого мальчика. Тот неловко улыбается, но тренировку свою продолжает.
— Первое слово «руко», второе...
— Мастер! — смеясь, заявляет мальчик.
— Да, «рукомастер»... — с глубоким выдохом соглашается учитель. Глядя на всеобщую занятость, я не могу стоять в стороне. Руки чешутся и требуют сделать что-нибудь. Обращаюсь с просьбой к учителю, тот предлаает попробовать просверлить отверстия в бревнышке. А я человек простой, потому соглашаюсь. Мне дали брусочек. Дело следующее — закрепить его в тисках. Делается это несложно: одной рукой держу брусок меж двух «губок», а второй плотно закручиваю винт. Далее само сверление. Просто нажать на кнопку будет маловато, так ничего не получится. Необходимо силой «вдавливать» сверло в брусок. А если силы рук не хватает, помочь телом
В первые секунды боязно от того, что что-то может пойти не так, но потом успокаиваюсь и крепче сжимаю инструмент. Все идет хорошо, результат есть. А приятным бонусом выступает аромат теплой сосновой смолы.
Время урока завершается, и ребята начинают прибирать свои рабочие места: совком и щеточкой сметать опилки, развешивать инструменты по своим местам. От прежнего хаоса остается еле ощутимая энергия в воздухе. Под звонок к учителю выстраивается очередь. Каждый показывает свою работу за урок и получает оценку. Но не успеваю я моргнуть, как очереди уже нет, а мальчики расходятся, попрощавшись. С надеждой вернуться вновь говорю «до свидания» и я.