Сейчас в Челябинске находится 7 учреждений помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. 5 из них бывшие «детские дома», которые в 2016 году переименовали в «Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей». Оставшиеся 2 – школы-интернаты. «Фонд социальных, культурных и образовательных инициатив 2020», созданный по инициативе жены губернатора Челябинской области Ирины Николаевны Текслер, помогает ребятам из «Центров помощи». С этой целью разработан проект «Наставничество». Психолог фонда Марина Леонидовна Москаленко рассказала нам подробнее об этом проекте.
Проблемы детей
Специалисты Центров помощи (педагоги, воспитатели, психологи) приходят к детям на работу, а каждому ребенку нужно личное отношение, индивидуальное общение со взрослым человеком, который сможет передать знания и навыки, использующиеся в повседневной жизни.
В центрах помощи дети живут на всем готовом. Ребята не видят, как варится пища – им приносят еду. Они не ходят за продуктами. Сами, как правило, не убирают в помещениях. И поэтому одна из основных сложностей – отсутствие у них социально-бытовых навыков.
Когда ребенку срочно нужно пообщаться со взрослым, тот может быть занят с другими детьми. Воспитатели уходят в отпуск, могут перевестись на другое место работы или уволиться. Они все равно не дают ощущения стабильных, предсказуемых и индивидуальных отношений, таких, как складываются с родителями и родственниками. Поэтому нужен наставник, который покажет «правильные» отношения: «я могу быть к тебе близок, я тобой интересуюсь, ты мне важен, и при этом мне ничего не нужно взамен».
Проект «Наставничество»
Основная идея проекта «Наставничество» - найти взрослых, готовых общаться индивидуально с подростками из Центров и передавать им социальные и бытовые знания и навыки, оказывать эмоциональную и коммуникативную поддержку. В программе участвуют ребята от 12 до 18 лет.
Отбор наставников серьезный. Проводится анкетирование и длительное собеседование, чтобы определить, подходит ли кандидат для роли наставника, и чтобы человек сам понял: хватит ли у него сил для взаимодействия с ребятами. Требований к наставнику много. Это должен быть психически здоровый человек, не имеющий зависимостей, не судимый, не лишённый родительских прав, не имеющий отказа от приёмных детей, наставнику должно быть больше 27 лет.
Сейчас в рамках проекта проводятся собеседования кандидатов. Заявок на участие было подано много, но большинство претендентов отсеялось до прихода на собеседование. Мы специально не делаем процесс быстротечным, чтобы у людей было время, взвесить все «за» и «против». Если в процентном соотношении смотреть, то 50% претендентов до нас не дошли. Подало заявки 27 человек, прошло собеседование 14 человек. Причем интересно, что все 14 человек – женщины.
Мы, совместно со специалистами центров, работаем и с ребятами: встречались с ними, рассказали им о нашем проекте и спросили, насколько они заинтересованы в участии. Психолог детского дома проводит диагностику, чтобы понять интересы ребенка, его пожелания к наставнику, личностные особенности, которые тоже будут учитываться при формировании пары «Наставник – подопечный». Когда наставники пройдут обучение, ребята – диагностику, мы совместно со специалистами Центра попытаемся подобрать ребенка и взрослого так, чтобы они подходили друг к другу, например, имели одно хобби или увлечение.
Цель наставничества – это не развлечения, это не походы в кино, в кафе только ради удовольствия. Важно ненавязчиво учить ребенка важным для него навыкам и умениям, через деятельность показывать что-то новое, помогать ему. Кроме того, психологи фонда будут проводить общие занятия для наставников и подростков, чтобы помочь в общении и реализации обучающих целей.
Дома, в которых…
На мой взгляд, устройство Центров, комфорт проживания ребят в них, система воспитания и обучения подопечных во многом зависит от директоров и специалистов, которые в них работают.
Мы, представители фонда, с начала реализации проекта успели познакомиться с центрами «Надежда» и «Акварель». Мне понравилось то, что я увидела, впечатлило, как организована в них работа с ребятами, практики и технологии, которые используются в воспитании детей и для поддержки квалификации взрослых в центрах. С огромным уважением и восхищением отношусь к директорам, а именно Марине Александровне Ушаковой и Радмиле Владимировне Кокчиевой. Мне кажется, что они отличаются особой мудростью.
Если детям не показать, что свой досуг можно проводить продуктивно, то они найдут, чем заняться. Если их не научить заботиться о себе и о других, планировать свою жизнь, правильно распоряжаться своими ресурсами, то дети, повзрослев и выйдя за пределы детского дома, просто потеряются. По неофициальной статистике, 90 % выпускников детских домов не доживают до 40 лет. По данным Генпрокуратуры РФ, 40 % из них становятся жертвами алкогольной и наркотической зависимостей, 40 % - совершают преступления, попадают в тюрьмы, часть ребят сами становятся жертвами криминала, 10 % - заканчивают жизнь самоубийством.
Ребятам из детских домов очень нужны значимые взрослые, которые стали бы для них друзьями, наставниками, проводниками в счастливую, успешную взрослую жизнь.
Кирилл Кулясов