О выпускнице творческого объединения "ЮнГа", журналисте Анне Краснобояровой
«Я ВСЕГДА В ДЕЛЕ!»
В фойе Центра творчества юных, где я занимаюсь журналистикой четвертый год, есть Доска почёта. На ней фотографии лучших воспитанников разных лет из всех творческих объединений. Среди уже выпустившихся – несколько наших предшественников, «юных газетчиков». Их имена известны в медийной среде Челябинской области: Александра Яшина, Ирина Гончаренко, Анна Краснобоярова. От председателя Лиги юных журналистов Челябинской области Г. Д. Павловой, директора Центра творчества Е. А. Санько и своего руководителя Т. М. Олесюк мы часто слышали об этих выпускниках много хороших и добрых слов: «Они – наша гордость!».
С А. Краснобояровой мы несколько раз встречались на «Журналине» - региональном фестивале детской и юношеской прессы. Она проводила для юнкоров области мастер-классы по фотосъёмке.
Почему Анна выбрала журналистику? Чем запомнилась учёба и внеучебная жизнь на журфаке Челябинского Госуниверситета? Что больше всего ценит в настоящей дружбе и как понимает счастье? Чем зацепила именно фотография и где у неё душа? Каким Анна видит современного юнкора?
Об этом и многом другом наш разговор с Анной Краснобояровой – моей землячкой, бывшей воспитанницей творческого объединения «ЮнГа» («ЮНый ГАзетчик»), выпускницей факультета журналистики Челябинского Государственного университета (2016 г.), магистрантом ЧелГУ (2019 г.).
«Паша, верни стену!» или «Я так себе друг»
- Анна, Ваш статус на страничке в ВКонтакте «Привет, мы будем счастливы теперь и навсегда» адресован всем Вашим друзьям и подписчикам?
- Да, безусловно. Для того, наверное, и созданы эти статусы. Он стоит у меня уже лет 7 или 8. Когда мы ещё учились в школе и постигали социальную сеть, была система микроблогов, шутки типа: «Паша, верни стену! Паша, убери стену!». Потом, конечно, всё устаканилось. Я в то время любила группу «Сплин» (собственно до сих пор люблю её) и подумала, что слова её песни станут неплохим приветствием для моих читателей.
- Исходя из этого статуса, что для Вас значит быть счастливой?
- Для меня быть счастливой - это прежде всего ощущать свою значимость, быть в нужное время в нужном месте. Если внутри ты чувствуешь спокойствие, удовлетворённость, гармонию… Счастье – это когда постоянно борешься с ветряными мельницами и знаешь, для чего ты это делаешь. Ты счастлив, когда счастливы те, с кем ты взаимодействуешь, когда вокруг тебя всё расцветает… Ну, или должно расцвести со временем.
- Нам известно, что часто свой день рождения Вы отмечаете не дома. Какие не домашние дни рождения Вам особенно запомнились?
- Очень долгое время я ездила на слёты юнкоров шахтёрских городов Челябинской области, и мой день рождения традиционно выпадал на дни его проведения. До сих пор вспоминаю это с ностальгией. Сначала я приезжала и отмечала свой день рождения на слёте в качестве воспитанника, потом как молодой руководитель, затем уже в ранге педагога.
Когда стала работать на сайте «ТелеФакт», вместе с коллегами-фотографами мы на мой день рождения придумали фотоэкспедицию в Тобольск на конкурс репортажной фотографии имени Александра Ефремова. Это фотокорреспондент, родом из Тобольска, всю жизнь занимался фотожурналистикой и погиб при съёмках в Чечне: их автомобиль взорвали. В Тобольске Александру Ефремову установлен памятник - единственный в России памятник журналисту, погибшему при исполнении своих обязанностей. Традиционно в его честь проводится конкурс репортажной фотографии.
- В одном из своих постов «в связи с невозможностью ответить на все поздравления «С днём рождения», Вы сказали: «Я так себе друг». Что Вы больше всего цените в настоящей дружбе?
- Для меня дружба – это отзывчивость, умение не обижаться, прощать друг друга, чувствовать, когда твоя помощь нужна и оказывать её. Сейчас я чаще всего общаюсь с Катей (Шумаковой – К.Е.) и Колей (Аксёновым – К.Е.) – тоже выпускниками кружка журналистики. Мы до сих пор поддерживаем отношения.
Журфак: неочевидное – в очевидном
- Анна, при поступлении в ЧелГУ Вы прошли на бюджет филологического факультета, но забрали документы и подали их на платное отделение журфака. Это судьба? Или выбор был сделан, так сказать, за компанию с подругами?
- (С удивлением и улыбкой) Какой хороший и интересный вопрос! У меня достаточно рано сформировалось внутреннее убеждение стать журналистом. И когда настало время выбора - это была либо журналистика, либо схожее направление. Почему забрала документы с филологического? Наверно, я в тот момент осознавала, зачем это делала. Мне очень хотелось учиться на журфаке. Занималась журналистикой с 7-го класса, у меня было много знакомых. С ними мы общались на фестивалях, на конкурсах встречались, большинство этих ребят выбрали журфак и я тоже. Поэтому да, скорей за компанию.
На фото: посвящение в студенты
- Скажите, где проходила Ваша первая практика во время учебы на журфаке?
- Первая практика у нас была, можно сказать, «игрушечная». Нам надо было просто познакомиться с тем, что такое журналистика, как работает редакция, и попробовать свои силы в написании публикаций. Мы получили задание сделать радиосюжет, телесюжет и написать текстовые материалы. Я обратилась в ставшую мне родной редакцию газеты «Знамя Октября» (газета города Пласта и Пластовского района – К.Е.), именно там проходила моя первая практика.
- Советы каких преподавателей Вы до сих пор помните и используете?
- Эталоном профессионального журналиста стал для меня преподаватель Челябинского Государственного университета Андрей Владимирович Сафонов. Он учил всегда докапываться до истины и находить неочевидное в казалось бы самых очевидных вещах. Смотреть на жизнь под другим углом, быть честным, стараться разговорить своего собеседника, а если не получится, то хотя бы не ударить в грязь лицом.
Ещё у меня в голове осталась очень странная цитата педагога Дальневосточного Государственного университета. Это было в 2009 году, когда я поехала от Челябинской области в составе делегации ребят-журналистов. И на одной из лекций мне в голову запала фраза: «Круче, чем яйцо у динозавра». Применима в такой ситуации, когда остальные пытаются показать свою компетенцию и надавить на других, своих конкурентов. Эта фраза мне запомнилась. Кстати, на Урале я её не встречала.
На фото: после защиты диплома на бакалавриате
- Поддерживаете ли Вы связь с однокурсниками или преподавателями ЧелГУ?
- Безусловно. Так получилось, что после окончания университета я вернулась в родной город Пласт, а потом - обратно в Челябинск. Уже в Челябинске в составе редакции сайта «ТелеФакт» я работала исключительно со своими одногруппниками. Нас было 5 человек. И тут дело даже не в том, что кто-то другой не приживался. Когда мы были студентами, мы не особо общались друг с другом, но вот уже на протяжении примерно 3-х лет у нас очень тесные отношения. Одна коллега, которая была редактором, уехала в Петербург, другая - в Брянск. Нас осталось трое в Челябинске. Мы созваниваемся, когда кто-то приезжает, у нас обязательно встречи за чашкой чая.
Что касается педагогического состава, тут труднее в силу того, что с педагогом всегда есть субординация, дистанция. И хотя преподаватели могут задавать неформальный тон общения, всё равно ты понимаешь, что ты - студент, а он – педагог. Но после получения диплома общение точно становится теплее. С Андреем Владимировичем Сафоновым, с Верой Владимировной Антроповой, которая была у меня научным руководителем на протяжении бакалавриата и магистратуры, иногда переписываемся. Искренне радуемся редким встречам. Как всегда, объятия, вопросы «как дела?», ну и душевные беседы.
- Чем вам запомнилась внеучебная жизнь в ЧелГУ?
- Журфак – это, пожалуй, один из самых живых факультетов. Учёба тоже может носить неформальный характер. Студенчество этим и славится. Мне кажется, на журфаке объём внеурочной занятости какой-то космический. Помню, у нас были драматические постановки из античной литературы в рамках аудитории. Ещё театральный весенний фестиваль. Это когда берётся какое-то произведение и делится на несколько частей: одну часть ставит первый курс, другую - второй курс, третью - третий, четвёртую - четвёртый, а пятую часть представляют преподаватели. Это невероятно интересно и всегда смешно. Костюмы делали из чего угодно, чудесно проводили время. Так же «ЧелГушная» история – это фестиваль талантов «первышей», как принято ласково называть первокурсников. Он надолго остаётся в памяти.
На фото: День рождения факультета журналистики. Номер "Девочки Джеймса Бонда"
- Если бы Вас попросили провести онлайн-экскурсию по ЧелГУ, с чего бы Вы её начали?
- Я считаю своей обителью любимый третий корпус, в котором располагается факультет журналистики, филологии, истории и, с недавних пор, факультет Евразии и Востока. Это четырёхэтажное здание, построенное по типу школы. По нему я бы с удовольствием провела экскурсию: начала бы с гардероба и закончила … столовским компотом.
На фото: съёмки студенческого сюжета про индийский праздник
«Всё сложилось очень круто!»
- Анна, какой период Вашей работы после окончания факультета журналистики Вы считаете наиболее успешным и почему?
- Считаю, что в каждом месте, где мне случилось поработать (а этих мест, как минимум, уже 4 было) после окончания магистратуры, я пыталась проявить свои какие-то новые навыки и реализоваться в новом для меня качестве. Допустим, когда я работала в Пласте, было очень прикольно реализовывать себя как медиапедагог. Когда работала на сайте «ТелеФакт» фотографом-корреспондентом, открыла для себя мир фотографии, обрела неформальный коллектив разного возраста, побывала на самых крутых чемпионатах, мне удавалось попадать на чрезвычайные происшествия.
Работа на «Челябинском сайте с купонами «GILMON» не была напрямую связана с журналистикой, но представляла интерес с точки зрения диджитал. SMM, стратегии, таргетированная реклама – это было ново для меня. Сейчас я работаю на трубопрокатном заводе. Это место вполне может претендовать на роль моего любимого, потому что я здесь ценю тоже и потрясающий коллектив-команду, и то, что работа здесь разноплановая. Например, я веду финансовую отчётность, организую фото- и видеосъёмки, беру интервью. Недавно я беседовала с Евгением Касперским, с Александром Пушным, Павлом Деревянко. Я не ожидала, что на заводе мне будет интересно работать журналистом. Всё сложилось очень круто!
На фото: с Александром Пушным
На фото: с Павлом Деревянко (второй слева)
- В чём заключается Ваша сегодняшняя работа в качестве менеджера по внутренним коммуникациям и корпоративной работе Челябинского трубопрокатного завода?
- Я пишу статьи для корпоративного портала, которые могут читать только сотрудники компании. Да, это такая журналистская работа.
Эмоция – душа фотографии
- Анна, почему Вы сделали акцент на фотографии? Что Вас в ней зацепило?
- Это чувство какой-то ментальности. Ты нажимаешь на кнопку спуска затвора - и останавливаешь момент, замораживаешь его, фиксируешь. Спустя какое-то время ты можешь вернуться к нему, окунуться в те самые впечатления. Текстовой контент обычно не даёт таких ощущений. Видеоконтент… Нужно выделить условно полчаса на просмотр видеоролика, предварительно потратив кучу времени на монтаж. Фотография же быстро делается, она самодостаточна и мгновенна. Ну и конечно, очень круто чувствовать себя в центре внимания.
- Ваш статус в Инстаграм: «Занимаюсь фотографией более 4-х лет и делаю это с душой». А что для Вас значит душа в фотографии?
- Душа в фото – это когда ты смотришь, и у тебя просыпаются какие-то эмоции. У каждого фотографа свой стиль, но когда ты в кадре ловишь настроение, к примеру, умиляешься какой-то детали, тебе хочется улыбнуться. Ну, или когда ты смотришь на фото чрезвычайного происшествия и у тебя замирает дыхание. Эмоция – это и есть душа в фотографии. В своей деятельности я тоже стараюсь ловить какие-то моменты, которые могут «пробить» на эмоции.
- Каким своим достижением в сфере журналистики и фотографии Вы особенно гордитесь?
- Достижение – очень громко сказано. Когда занимаешься не для грамот, совсем другой подход. Если говорить о том, что было для меня приятно и неожиданно, - это, наверное, четвёртое место (но для меня это победа!) на конкурсе под эгидой Международной ассоциации FIAC. Ту фотографию с велосипедистом я сделала для души. Меня поразило в момент съёмки то, что он был весь в грязи. Грязь повсюду: за шиворотом, в глазах, во рту, в носу… Это мне очень хотелось передать. Когда фотография вошла в список победных кадров, я была просто шокирована. Нет, это не гордость, просто какое-то ощущение признания от профессионального сообщества.
На фото: тот самый велосипедист
Личный подход: куклы-тильды, эпоксидная смола
и фестиваль «Таврида»
- Анна, расскажите, пожалуйста, о своих увлечениях кроме фотографии.
- До журналистики я достаточно долго занималась рукоделием: плела из бисера, пробовала макраме, рисовала. И этот творческий запал меня до сих пор не отпускает. Как-то раз я наткнулась на куколок-тильд, и они меня покорили. Я попробовала сама смастерить, и поняла, что это интересно. Сделала несколько штук, а некоторые у меня до сих пор на стадии пошива. Потом я окунулась в мир эпоксидной смолы. Это фактически клей, жидкая субстанция. И когда подкрашиваешь её в разных пропорциях, получаются невероятные вещи: подстаканники, вазы, часы, очень эффектно выглядит море из смолы. Сейчас мне очень интересно это направление в творчестве.
На фото: изделие из эпоксидной смолы
- Вы очень любите путешествовать. Где предпочитаете бывать - в горах, на море или в мегаполисе с небоскрёбами?
- Я стараюсь путешествовать там, где могу почерпнуть что-то интересное. Горный туризм или вылазка на природу - это не совсем мой вариант. Зарубежный туризм, пожалуй, тоже. Я получаю удовольствие от путешествия по российским городам, особенно если там происходят необычные вещи. Например, как в Тобольске на фестивале, или махнуть в свой отпуск в Петербург. Тут у меня личный подход: подписываюсь на местных блогеров, смотрю, какие есть лайфхаки, собираю рекомендации от друзей и следую им.
- Вы были на популярном фестивале «Таврида» в Крыму. Как Вы туда попали и что это за фестиваль?
- «Таврида» - это международный фестиваль для творческой молодёжи до 30 лет. На него приезжают ребята не только из России, но и из Греции, Латвии, Литвы. У всех есть свои проекты, которые они осуществляют. На фестивале проходят лекции, мастер-классы, развлекательные мероприятия. Там можно познакомиться с передовыми проектами и известными людьми. Я, например, встречалась с Маргаритой Симоньян. На мой грех, я не знала раньше, кто это. Запомнились лекции от Александра Коц, корреспондента «Комсомольской правды». Он рассказывал про то, как организовать съёмки в Донецке, что у военного корреспондента должно быть несколько телефонов и симок, потому что скорее всего вышку разбомбят первой, и ты останешься без связи. «Таврида» - интересное место, куда надо постараться попасть.
На фото: путешествую с пользой
Лига юных журналистов: от юнкора до спикера
- Анна, скажите, кто Вам дал толчок в журналистику?
- Осенью 2007 года мне сказали, что в Центре творчества открывается кружок журналистики, и я решила попробовать свои силы. Так и познакомилась со своим наставником Ниной Михайловной Михайловой. С ней мы до сих пор поддерживаем очень тесные отношения. Этот человек стал для меня примером профессиональной этики. Я многому у неё научилась: и с точки зрения женской мудрости, и как человек я получала большое удовольствие от работы непосредственно с Ниной Михайловной. Она – мой путеводитель.
- Что для вас значит Лига юных журналистов?
- Лига юных журналистов - это большая любовь. Нина Михайловна стала счастливым билетом, а ЛЮЖ - счастливым поездом. Лига - целый мир, я нашла в нём коллег, смогла побороть и «прокачать» какие-то свои личные качества. Это настолько большое количество открытых возможностей, которое доступно всем.
Самое большое чудо Лиги в том, что она не имеет территориальных ограничений. Да, конечно, это Лига журналистов Челябинской области. Но ты можешь жить и в областном центре, и в каком-то маленьком городе или селе… Но ты на абсолютно равных условиях слушаешь те же лекции, участвуешь в тех же самых конкурсах, фестивалях. И только ты выбираешь, насколько тебе будут полезны и интересны эти знания, знакомства, насколько тебе это пригодится в будущем. Возможностей Лига даёт невероятно много.
- Что Вам самим дают мастер-классы, которые Вы проводите для юнкоров на Журналине?
- Для меня это очень большое самоудовлетворение, хотя прозвучит достаточно громко. Когда мы сами были детьми, было интересно послушать крутого спикера. Когда ты общаешься с человеком, у которого глаза горят, когда он тебе пытается донести информацию, основанную на опыте, - это невероятно. Мне хочется верить, что я сама могу стать тем самым человеком, которому есть чем поделиться с ребятами. Самое главное, что во время самой встречи получаешь удовольствие от общения.
- Современный юнкор, он какой в отличие от Вас, юнкора?
- Мне кажется, нынешние юнкоры - они такие зелёненькие, в хорошем смысле. То есть робкие, неловкие, может, боятся своих мыслей, чувств. Кто-то же, наоборот, не боится. А надо бы! На мой взгляд, мы были более открыты, не ждали последствий и не боялись их. Современные же как будто стараются удержаться в каких-то рамках. У нас было больше свободы. Возможно, это личное восприятие.
- Что Вы пожелаете и какие советы можете дать современным юнкорам?
- Самый мой любимый совет – ищите, пробуйте себя во всём, используйте разные формы контента, ищите интересные пути подачи материала, старайтесь каждую свою статью или кадр сделать лучше, больше практикуйтесь и работайте над собой.
- Анна, спасибо большое за интервью! Творческих успехов Вам, счастья!
- Спасибо. Вам удачи!
Вот такой разговор обо всём понемногу получился у нас с Анной: о счастье и дружбе; первой «игрушечной» практике и «ЧелГушных» фестивалях; крутой журналистской работе после вуза и успехе на Международном конкурсе фотографий; о рукоделии и путешествиях; о большой любви к Лиге юных журналистов и современных «зелёненьких» юнкорах.
Судя по реакции Анны, некоторые вопросы были для неё ожидаемы, какие-то стали настоящим сюрпризом. Но тем и интереснее складывалась беседа. Из неё мы поняли, какая насыщенная жизнь у Анны: встречи, фестивали, поездки.
«Я всегда в деле!» - так ответила наша героиня Г.Д. Павловой на приглашение приехать на одну из «Журналин» и провести мастер-класс. Анне действительно есть чем поделиться с юнкорами и чему их научить.