Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Книжное закулисье

Рано или поздно в жизни писателя наступает момент, когда произведение написано. Кулер перестаёт крутиться. Экран монитора гаснет. Остаётся всего ничего – издать книгу. И вот тут-то начинается самое интересное!

Рано или поздно в жизни писателя наступает момент, когда произведение написано. Кулер перестаёт вертеться. Экран монитора гаснет. Остаётся всего ничего – издать книгу. И вот тут-то начинается самое интересное!

О том, через какие преграды приходится проходить несовершеннолетнему писателю, чтобы быть услышанным, изданным и допущенным к официальному литературно-книжному процессу, можно написать целый остросюжетный детектив! Но стоит ли? Кажется, что всё делается для того, чтобы отбить всякое желание к литературному творчеству. Увы, часто желание несовершеннолетнего автора донести своё творчество до его сверстников напоминает борьбу с ветряными мельницами…

Писатель, как рыцарь на распутье, перед камнем с указателями. У него есть три пути увидеть своё произведение в виде бумажной книги.

  1. Предложить рукопись известному издательству.
  2. Отправить на конкурс, в котором победителя ждёт издание его произведения в виде книги.
  3. Пойти по пути самиздата.

Путь первый хоть и кажется самым коротким, но является самым безнадёжным. Рукопись, посланная в издательство, попадает как будто в чёрную дыру. Вы даже представить себе не можете тот девятый вал из вордовских файлов, который накрывает почтовый ящик издательства. Чаще всего их даже никто не читает. Хотя бы потому, что отправлять надо не просто рукопись а ещё и аннотацию и синопсис к ней. Причем есть определённые требования к их составлению, и не у всех издательств они одинаковые. Если аннотацию прочтут, и она заинтересует издателя, то он обратится к синопсису произведения. И только если синопсис обнадёжит издателя, только тогда может дойти дело до чтения самой рукописи. Но и это не даёт гарантии, что она устроит издательство.

В одном из своих телеинтервью популярная писательница Катя Матюшкина рассказывала, какой совет по общению с издательствами дал ей знаменитый автор Чебурашки Эдуард Успенский. Эдуард Николаевич рассказал, что рукопись в издательство надо не посылать, а приносить. То есть не посылать, надеясь на авось, а ехать в издательство лично. В начале своего творческого пути Катя Матюшкина, живя в Санкт-Петербурге, смогла лично обойти питерские и московские издательства. Будет ли такая возможность у писателя, живущего в тысячах километров от столиц? А если писатель – школьник? Ответ, думаю, очевиден.

Но и это лишь часть айсберга. Наталья Рубанова – писатель, критик, литературный и сценарный агент, в одном из своих интервью рассказывает, что нынче существует не совсем здоровая литситуация: «…талантливым писателям до неприличия часто не дают ход. Помните, у Оруэлла? Все животные равны, но есть равнее. Классика жанра. Речь о так называемых ангажированных структурах, выпускающих книжную продукцию якобы лишь «достойных» литераторов и/или медиаперсон. Литераторов, чьи тексты и чей конформизм совпадают с так называемой генеральной линией пост-сов-лит-партии, назовём сие так. Ни муха туда ни пролетит, ни муза. «А судьи кто?..»

Наталья Фёдоровна говорит: «Я получаю немало рукописей, перспективные рекомендую издателям. У меня немало литературных знакомых, я лично знаю талантливых литераторов. Но: литрегалии нередко не означают наличие таланта… более того, порой даже не имеют к нему отношения: взять хотя бы иные литпремии отечественного, простите, «розлива»… не читаю незаслуженно распиаренных авторов, ибо это невероятно скучно – заставить себя прочитать «нетленку» какого-нибудь средненького, но за что-то уважаемого, лауреата, уж поверьте. То, что назначается прекрасным «сверху», чаще всего не бывает интересным. Там другие игры. Даже Нобелевская премия по литературе не показатель таланта, судя по забавным итогам-2020… Поэтому так ценна независимая литкритика и нужны по-настоящему талантливые писатели».

В отличие от издательства отправленная на конкурс рукопись будет хотя бы прочитана членами жюри. Беда только в том, что конкурсы проводятся по определённым критериям. Отправляемая рукопись должна соответствовать определённому жанру или идейному посылу, должна иметь определённый объём и т. п.

Но лично меня больше всего мучает один вопрос: почему автор, рассказы и сказки которого на «Ура!» публикуются в детских газетах и журналах не может участвовать в литературном конкурсе на издание книг? Речь даже не о том, что его рукопись может не пройти конкурсный отбор. Речь о том, что часто её даже не допускают до конкурсного просмотра всего лишь потому, что автору ещё нет 18-ти лет!

Именно поэтому для большинства писателей самиздат является единственным реальным вариантом взять в руки свою книгу.

Что уж говорить о возможностях публикации книги школьника, если даже профессиональные журналисты и литераторы идут таким путём. Дело ведь не в ЧСВ писателя, а в том, что каждый автор хочет дойти до своего читателя. А сделать это возможно иногда только путём издательства книги за свой счёт.

 

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Программы и проекты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях