Интервью с психологом Е.В. Франчук о проблеме скулшутинга
Пермь. 20 сентября 2021 г. Очередная трагедия в стиле скулшутинга. Шок. Горе и боль в семьях погибших и пострадавших. Большой общественный резонанс. И вопросы, вопросы, вопросы…
Что толкает современных подростков к скулшутингу? Какова в этом роль компьютерных игр? Можно ли заранее выявить «стрелка»? Почему жестокость для подростков становится нормой поведения?
Об этом и многом другом мы спросили у Елены Владимировны Франчук, педагога-психолога с 25-летним стажем.
«Скулшутинг» - от англ. Schoolshooting - «школьная стрельба», или вооружённые нападения в учебных учреждениях |
- Елена Владимировна, по Вашему мнению, что толкает современных подростков и молодежь к скулшутингу?
- По моему глубокому убеждению, человек несет в мир то, чем сам наполнен. Кто-то несет радость и любовь, а кто-то смерть и боль. Я думаю, подросток, который пережил боль и насилие (психологическое или физическое), как правило, возвращает их в этот мир.
- Может ли быть большое распространение агрессии среди детей последствием интернет-глобализации, ведь сейчас во всемирной паутине можно найти любую информацию?
- Несмотря на то, что без интернета сейчас и в самом деле никуда, все-таки мы не можем все «свалить» на всемирную паутину. Одни и те же подростки могут играть в какую-то игру, смотреть фильм или слушать музыку, но потом кто-то бросается вниз с многоэтажки, а кто-то решает больше не смотреть «эту ерунду». Я думаю, вопрос глубже - в основе лежит мировоззрение молодого человека. Что для него важно, ценно, а что нет.
- По мнению многих родителей, девиантное поведение подростков вызывают компьютерные игры. Согласны с этим?
- Девиация, как известно, - это социальное поведение, отклоняющееся от считающегося «нормальным». А кто и где закладывает в ребенка нормы поведения в обществе? Конечно же, это семья. Поэтому девиантное поведение - это целое, которое состоит из многих составляющих. Взаимоотношения в семье, установки родителей, окружение и т.д. В интернет-играх есть не только плохое, но и хорошее: возможность общаться с человеком не просто из другого города, но и другой страны, учиться общаться, играть командой, осваивать «финансовую грамотность», покупая в игре обмундирование для героев. Другими словами, мы не можем ставить «равно» между интернет-играми и девиантным поведением.
- После случая с пермским «стрелком» в социальных сетях активно начали распространять фейковую информацию о якобы готовящихся нападениях на учреждения. С точки зрения психологии как данное явление могло влиять на школьников и студентов?
- Социальные сети создали условия, при которых информация сомнительного качества может свободно и быстро распространяться. Фейковые новости сегодня – это не безобидные промыслы сообществ или отдельных индивидов, это чрезвычайно эффективный вид коммуникативной технологии. Последние исследования в области психологии выявили, что индивид склонен воспринимать в качестве правдоподобной информацию, которая чаще ему встречается. И это происходит независимо от того, противоречит ли она истинным, первичным знаниям. Человек крайне восприимчив к внешним манипуляциям. И как следствие, студенты, школьники, особенно с высокой тревожностью, могут впадать в панику, депрессию.
- Елена Владимировна, возможно ли каким-то образом по психологическим признакам выявить заранее человека, готовящего нападение?
- Если бы это было так просто, у нас не было бы таких случаев. К сожалению, статистика говорит, что в обществе в среднем проживает 20% душевно больных людей, 20% совершают противозаконные действия в состоянии аффекта (то есть человек еще пять минут назад сам не знал, что совершит такое). Просчитать все и выявить всех невозможно. Конечно же, есть определенные признаки, особенности поведения, которые могут говорить о том, что с человеком не все в порядке. Вся проблема в том, что в быту они могут быть совершенно обыкновенными, как принято говорить, «нормальными» людьми, ничем не выделяющимися из толпы. И именно из-за этого их крайне сложно вычислить.
«Колумбайн» - опасное явление в молодёжной среде; «Колумбайн» –название школы в США, в которой в 1999 году произошло самое громкое вооруженное нападение учеников Эрика Харриса и Дилана Клиболда на своих одноклассников |
- Почему, по Вашему мнению, последователей «колумбайна» становится больше?
- Думаю, потому, что это самый легкий путь решения глубокой проблемы отверженности, одиночества и обиды. Причинить боль другому, потому что больно самому – это приносит ощущение возмездия и справедливости. Но, к сожалению, не решает корень проблемы и не приносит конструктивного решения самому человеку.
- Какие профилактические меры должны приниматься в учреждениях для уменьшения количества подобных случаев?
- Я думаю, профилактика начинается уже тогда, когда мама узнала, что она ждет малыша. Ценность жизни, семейные традиции, атмосфера принятия формирует в сознании ребенка профилактику того, что не надо добиваться любви, добиваться, чтобы тебя заметили, не обидели, не игнорировали и т.д. В школе психолог и учителя могут только поддержать ребенка, ободрить, но силы противостоять негативу ребенок все-таки черпает дома, в семье.
- Как Вы считаете, почему жестокость для подростков, к сожалению, все чаще становится нормой поведения, способом установления своего статуса в обществе?
- Такое поведение дает больше пиара, приносит много шума, внимания со стороны окружающих, привносит страх в жизнь людей. Это как раз то, чего подросток хочет получить от людей. Фильмы, многие игры, новостные ленты наполнены событиями о людях, которые поступили жестоко. И о них говорят, их показывают, берут интервью. Все это может формировать в представлении подростка картину решения внутриличностных конфликтов и создавать иллюзию превосходства.
- Сейчас большинство граждан возмущено, по понятным причинам, вынесением приговоров для «стрелков». Чаще всего их отправляют для изучения в психиатрические клиники и институты, а не в места лишения свободы. Возможно или нет доходчиво объяснить населению (подросткам и молодежи в том числе), что изучение психологии «подростков-стрелков» в будущем поможет принять необходимые меры для выявления и предупреждения случаев нападений в школах? С моральной точки зрения это, может быть, и плохо, негуманно, но как на это смотрит психологическая наука?
- Возмущение граждан оправдано, особенно близких родственников. Важно понимать, что психиатрическая больница не курорт и преступник там тоже получает свое наказание, пусть даже не так, как ожидали потерпевшие. Судебные психиатры изучают анамнез больного, протекание болезни и т.д. Конечно, главная задача этих исследований - понять причину, увидеть закономерность происходящего с целью предотвращения повторения происшедшего. Думаю, ничего «негуманного» в этом нет, так как если человек болен, его надо лечить, за ним наблюдать и понять, что такое происходит с человеком, что он теряет «человеческое» внутри.
- Елена Владимировна, спасибо за интервью.
Психологическое и физическое насилие в семье и школе; компьютерные игры; иллюзия превосходства… На потенциального школьного «стрелка» последовательно действует сразу ряд факторов.
Профилактика подобных случаев должна начинаться в семье, в раннем детстве. Принимайте ребенка таким, какой он есть, поддерживайте его, придавайте ему сил, общайтесь позитивно. Давайте ему возможность быть важной частью семьи, любящим и умеющим любить. И ребенок принесёт в этот мир то, чем сам будет наполнен: радость, доброту, любовь.