Ежегодно 5 октября в более, чем 100 странах мира, включая Россию, празднуется Всемирный день учителя. Это профессиональный праздник всех учителей, преподавателей и работников сферы образования — день, в который отмечаются роль и заслуги учителей, а также их неоценимый вклад в развитие общества. В преддверии профессионального праздника учителей мы взяли интервью у директора МАОУ «СОШ №21», учителя информатики — Екатерины Цукановой.
— Здравствуйте, Екатерина Александровна! Помните ли Вы, кем хотели стать в детстве?
— Когда мне исполнилось шесть лет, я начала посещать хореографическую студию и мечтала стать балериной. Профессионально занималась балетом в течение десяти лет, но получила серьезную травму, которая не позволила этой мечте осуществиться.
— Когда Вы поняли, что хотите стать учителем?
— Честно говоря, я не планировала становиться учителем. Судьба привела меня в профессию педагога. Окончив одиннадцать классов, я поступила на заочное отделение математического факультета Челябинского государственного педагогического университета и устроилась в школу лаборантом. А спустя несколько месяцев оказалось, что увольняется учитель информатики, и мне предложили вести уроки у ребят. В школе мне нравилось, и я согласилась не раздумывая. И когда пришла в профессию, то сразу поняла, что это дело всей моей жизни.
— Трудно давалось обучение профессии педагога?
— Нет, мне не было трудно обучаться, потому что я испытывала живой интерес к предмету. Сыграло важную роль и то обстоятельство, что мое обучение на протяжении всех лет шло рука об руку с преподаванием.
— Помните ли Вы, как прошёл Ваш первый урок в качестве учителя? Расскажите.
— Это был урок информатики в 11 классе. Ученики были младше меня всего на два года, и, конечно, я волновалась о том, как они воспримут такого юного педагога. Но с первых же минут мне удалось завладеть их вниманием, увлечь предметом, которым я сама горела, поэтому и на первом уроке, и в дальнейшем работа была продуктивной и интересной для обеих сторон.
— Трудно ли было работать первый год? С какими проблемами столкнулись?
— С первых дней работа учителя доставляла мне большое удовольствие. Проведение уроков и общение с детьми всегда вдохновляли. Однако непросто было готовиться к занятиям: уже в первый год своей работы я вела 36 уроков в неделю. Хотелось, чтобы занятия были интересные, живые, поэтому много времени уходило на подготовку. Но потраченное время и приложенные усилия всегда приносили плодотворные результаты.
— Что Вас привлекает в вашем предмете - информатике?
— Информатика – это предмет, который никогда не стоит на месте. Поэтому он требует постоянного развития учителя. Преподавая его, нужно всегда идти в ногу со временем. А это часть моей жизненной философии.
— Сколько лет работаете в школе?
— Школьным учителем я работаю с 2003 года, то есть 18 лет. В должности директора – полгода.
— Как Вы стали директором школы?
— Как я уже говорила, я не планировала становиться учителем и не думала о должности директора школы. На протяжении многих лет я делала то, что мне нравится, и то, что я умею, - преподавала. Думаю, если человек всецело отдает себя любимому делу, развивается на этом пути, работает на совесть, то он обязательно достигает профессиональных высот.
— Какие сложности есть в работе директора учебного заведения?
— У директора школы всегда много задач, и все они по-своему сложны, требуют быстрого решения. Много внимания приходится уделять хозяйственной части, чтобы школа ни в чем не нуждалась, была приятным и комфортным местом для всех, кто в ней учится и работает.
— Что нового появилось в школе за последний год?
— Мы внимательно изучили потребности нашего учебного заведения и к 1 сентября обновили информационные стенды в холле на первом этаже, там же разместили кубки, завоеванные ребятами на протяжении всех лет работы школы. Было закуплено оборудование для пресс-центра, кабинетов психолога и дефектолога, физики и химии. В рекреации русского языка и литературы на втором этаже появилась уникальная книжная полка, на которой разместились издания для читателей разного возраста. Надеемся, что эти новшества сделают обучение ребят в нашей школе еще более интересным.
— Привлекаете какие-то новые кадры в школу? Какие новые направления развиваете в школе?
— На данный момент наша школа самая «молодая» в городе и по времени существования, и по среднему возрасту педагогических работников. И, конечно, мы продолжаем привлекать молодые кадры. Так, с весны прошлого года Естишин Никита Станиславович развивает работу школьного пресс-центра «МедиаКомар» и преподает спецкурс «Основы журналистики» в гуманитарном классе. С 1 сентября начали свою работу Соломатова Ксения Игоревна (направление «Живопись на высоте»), Казакова Анастасия Федоровна (хореографический коллектив школы), а также учитель физики Ситников Алексей Александрович и учитель начальных классов, выпускница нашей школы Верещагина Дарья Александровна.
Хочется отметить, что коллектив школы обогащается и опытными в своей профессиональной области кадрами. Теперь уроки информатики в старших классах ведет Максимов Алексей Борисович – инженер, разработчик экзоскелетов и промышленных роботов.
Также в школе продолжает работать востребованный учениками и их родителями Консультационно-ресурсный центр, оказывающий психологическую поддержу во время обучения.
Мы не останавливаемся на достигнутом и в октябре планируем открытие Киноклуба для учеников нашей школы.
— Трудно ли совмещать работу учителя и директора?
— Да, совмещать работу учителя и директора очень трудно, потому что все возложенные на меня обязанности я стараюсь выполнять своевременно и добросовестно. Отдыхать позволяет смена деятельности. Проведение уроков помогает мне отвлечься от забот, связанных с организацией учебного процесса. К детям я всегда прихожу с радостью, а затем, вдохновленная, возвращаюсь к обязанностям директора.
— Что самое привлекательное в Вашей работе?
— В работе учителя, конечно, это общение с детьми, их открытия, наблюдение за победами ребят, эмоции, которыми мы с ними делимся каждодневно. В работе директора – это возможность находить и воплощать идеи, объединять людей ради нового и интересного проекта.
— О чём вы думаете, идя в школу?
— По дороге в школу я думаю о том, чтобы грядущий рабочий день принес что-то новое и позитивное всем, кто приходит учиться и работать, обогатил не только знаниями, но и впечатлениями.
— Екатерина Александровна, что Вы хотите пожелать коллегам в этот праздничный день?
— Перефразируя строку из песни барда, нашего земляка Олега Митяева, скажу, что школа – «это маленькая жизнь». Пусть каждому учителю она подарит большое вдохновение для творческой работы, талантливых детей, их счастливые улыбки, и, конечно, новые педагогические открытия и победы!
— Спасибо, с праздником!