На уроках литературы можно говорить?!
Моя прошлая учительница литературы в школе была ярым приверженцем выражения исключительно мнения автора. Не по своей воле, конечно, с одной стороны, даже в нашу пользу. Ведь, по её словам, наши обсуждения произведений с разных сторон сбивают нас с пути максимального количества баллов на декабрьском сочинении. А зачем тогда мы тратим время – неизвестно. Будто девиз школьной литературы – «Шаг влево, шаг вправо – побег». Нас фактически принуждают приводить «Кавказ», «Бесприданницу», «Гранатовый браслет» и «Бедную Лизу» как аргументы пылкой и искренней любви, способной воодушевить человека даже горы свернуть. А на самом деле выходит так, что, казалось бы, прекрасное чувство дает стимул лишь застрелиться. И значит, смысл написанного лежит гораздо глубже, чем заезженные клише. Но нам в головы вбивают шаблоны, по которым мы должны жить и мыслить. А потом, с возрастом, формируется стадное мышление. Это у маленьких на всё свое мнение. Все мы такими были…
В этом году преподаватель сменился, и мы поняли, что на уроках литературы можно говорить. Я даже растерялась от её слов «…ну, в этом плане я не согласна с автором, а у вас какое мнение на этот счет?..» И повеяло такой свежестью!