Кажется, совсем недавно выпускники волновались по поводу грядущей сдачи экзаменов. Но вот уже и лето миновало, и многие из них уже сидят на лекциях в студенческих аудиториях. Наверняка, их опыт пережитого пригодится тем, кому всё это предстоит пройти в недалёком будущем. Поэтому корреспондент «ТиН-газеты» задала трём «новеньким» студентам несколько вопросов о том, как лучше готовиться к экзаменам, что им мешало, что помогало. И вот что они рассказали.
Александр ТРИФОНОВ,
выпускник школы № 1,
студент УрФУ (Уральский гуманитарный институт),
медиакоммуникации и мультимедийные технологии:
– Сдавал я историю, обществознание, русский язык. Сложнее всего готовить и сдавать было историю. Потому что я не люблю её, она не любит меня. Занимался онлайн на курсе Маши @historyandcats «История и котики», а до этого в школе «Умскул». По русскому языку – раз в неделю с репетитором. По обществознанию готовился в онлайн-школе ЕГЭland у Санчеса Обществознайки.
На твой вопрос, что мне подходит больше: очно или онлайн? – я бы ответил так: это нужно совместить. Для онлайн нужна хорошая дисциплина. Очно тебя контролируют, лениться не получится. Плюс живой контакт, тебе могут объяснить то, чего ты не понимаешь, и часто не получишь в онлайн-школе. Но заочно интересная подача, с использованием молодёжных фишек.
В своей школе по русскому я ходил на консультации. По другим двум предметам их не посещал, кроме двух последних недель. Сейчас жалею, что не ходил весь год на историю. Кстати, на экзамене по истории я не справился с волнением, и из головы вылетела простая тема, поэтому потерял много баллов. Будущим выпускникам посоветую: не ленитесь. Лень – это не двигатель прогресса. Если хотите хороший аттестат, то, хотя и станете больше тратить времени на школьные домашние задания, что отвлекает от подготовки, школу не запускайте. Лучше искать компромиссы.
Анна АСТАХОВА,
выпускница школы № 13,
студентка ЮУрГУ,
энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, биотехнологии и нефтехимии:
– Мне понадобилось сдавать профильную математику, химию, русский. Тяжело далось всё. Нужно было совмещать творчество, общественную деятельность в городе и подготовку. Но, наверно, сложнее всего при подготовке далась химия. А сдавать сложнее было русский. Не хватало времени. Психология тоже сыграла роль. Я шла уверенная, но когда увидела задания, перенервничала, и это повлияло.
Химией занималась с конца десятого класса, в месяц было минимум четыре занятия. К русскому готовилась с начала десятого класса, подкрепляла знания. В одиннадцатом было уже каждую неделю по занятию. А к математике готовилась ровно два года, занималась даже летом, два-три часа в неделю. Я погружалась и в школьную программу, и занималась дополнительно.
Самый главный совет для нынешних выпускников – высыпаться, следить за своим самочувствием. Я ложилась в 10-11 вечера, пораньше вставала, чтобы мозг проснулся. Не нужно менять питание и пробовать новое. Половина плитки шоколада и апельсин помогали включить голову и разгрузиться. За день до экзамена вечером я гуляла. Чтобы не волноваться, на самом экзамене делала дыхательную практику. В ритуалы перед экзаменами не верю. Это что-то на уровне самовнушения. А прийти с немытой головой на экзамен для меня ужас.
Я выкладывалась везде: и в школе, и на конкретной подготовке. Это не распыление, я знала, что мне это нужно. К тому же, выпускные экзамены это как итог всей учёбы. Выпускникам желаю стремиться к своим целям, не предавать их, несмотря ни на что. При подготовке к экзаменам важна дисциплина. Лучше пользоваться дополнительной подготовкой, а не только школьными консультациями. Это даёт возможность написать с лучшим результатом. В школе у нас были профили, где мы готовились к своим предметам. Школа даёт базу, а для более глубоких знаний нужна дополнительная информация.
По поводу выбора между онлайн-обучением и очным скажу так. Я человек, которому бывает нужно разжевать. Мне требуется контакт. На онлайн-платформах много шаблонной информации. Онлайн-обучение – это удобно и часто даже дешевле. Я занималась онлайн танцами, но знания мне легче получать очно.
Алина Самонова,
выпускница школы № 1,
студентка Нижегородского государственного инженерно-экономического университета,
экономика
– Для поступления на мою специальность нужно было сдавать общество, математику-профиль, русский. Сложнее всего готовиться было по математике, да и сдавать – тоже. Легче дался русский язык. Летом я сходила на несколько занятий к репетитору, а потом начала готовиться сама. По правде говоря, надо было заниматься ещё лучше. Но что сделано, то сделано. А за неделю до самого экзамена я проходила «прожарку». Мы собирались вместе с девочками, смотрели онлайн и занимались. По обществознанию весь год не посещала консультации. Только в последние дни перед экзаменом, чтобы узнать больше про оформление. Остальное разбирала сама, учила по кодификатору. К математике готовилась на консультациях в школе. Перед экзаменом тоже «прожарка», как и по русскому.
Теперь уже считаю, что я могла сделать больше. Но подготовилась всё равно хорошо. В какой-то момент не хочется ничего. Тут важно «собрать» себя. С волнением справлялась с трудом. Я плохо спала перед экзаменами. А после них наступало полное опустошение. Помогало качаться на качелях у дома и ни о чём не думать.
Перед экзаменами я стала максимально суеверной. Не мыла голову. Завела счастливую бутылочку. А ещё мы с девчонками перед экзаменом собирались, решали один вариант и обсуждали все накопившиеся проблемы, чтобы эмоционально себя разгрузить.
Школьные консультации были направлены на шаблонное решение. Мне это было не очень полезно. По обществознанию консультации затягивались. По русскому они проходили серьёзно и всего час. Это помогло очень хорошо. Можно ли самому подготовиться на достойный балл? Я готовилась сама. Всё зависит от дисциплины. В интернете много материала, который может помочь разобраться в темах.
Мой совет – нужно правильно распределять время, и тогда оно останется даже на себя. Ещё можно распределить темы от самой сложной к простой. Так будет легче.