Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Арина Хабибулина. «Когда многим интересуешься в молодости, потом легче выбрать профессию»

Зайдя в клуб «Спектр», ещё с порога услышала умиротворяющие звуки гитары. Было понятно, что играл не один человек, а целый ансамбль. Я сразу мысленно перенеслась на лесную полянку и села у воображаемого костра, подпевая знакомым песням. Атмосфера была невероятно домашней – настолько, что в этом месте хотелось задержаться подольше. Елена Васильевна Шипунова встретила нас весёлой улыбкой. Подождав, пока закончится занятие у ребят из клуба самодеятельной песни «Гитара по кругу», мы начали разговор.

– Елена Васильевна, есть ли песня, которая объединяет ваших учеников и создаёт командный дух?
– Мы всегда начинаем с песен «Алые паруса» и «Звезда по имени Солнце». Первая, правда, немного поднадоела ребятам, но когда мы не поём её на занятии, говорят: «Почему мы сегодня “Алые паруса” не пели?» (смеётся). А «Звезда по имени Солнце» – универсальная песня, которая нравится практически всем. 

– Как проходят ваши занятия?
– У нас есть такой приём, называется «гитара по кругу». Каждый по очереди предлагает песню, которая ему нравится. В основном, учим бардовские песни, но, конечно, есть и русский рок. Постоянно играем Цоя, Любэ, ДДТ. Там не очень сложные аккорды, всего четыре и они повторятся, поэтому их легко играть.

– Как вы стали музыкальным педагогом?
– Я училась на режиссера-организатора массовых праздников и в студенческие годы увлеклась авторской песней. Пришла работать с юными натуралистами, и мне сказали: «Можешь делать что угодно, лишь бы тебе и детям нравилось». Мы с ребятами ставили сказки, разучивали песни. Потом я пробовала вести танцевальный кружок, аэробику, клуб старшеклассников. 
Мы устраивали экспедиции, а в свободное время брали в руки гитару, и ребятам это нравилось. Там была такая дружеская обстановка, поэтому я подумала: «Почему бы не попробовать открыть свой клуб самодеятельной песни?». На всех была только одна гитара, и мы буквально передавали её по кругу. Отсюда и название клуба самодеятельной песни: «Гитара по кругу». Эту традицию мы сохранили до сих пор.
Если дома нет гитары, научиться играть очень сложно. Ведь нет никакой практики, а два часа на занятии – это очень мало. Тем более, если ты держишь гитару из этих двух часов, может, всего пять минут, когда до тебя дойдет очередь. Тем не менее, учились, старались. 

– Важна ли для начинающих стоимость гитары?
– Мы говорили об этом с коллегой – и разошлись во мнениях. Он считает, что сразу нужно покупать хороший и дорогой инструмент, а я понимаю, что не все захотят продолжать это дело. Первый инструмент должен быть достаточно удобным, чтобы на нём можно было легко учиться. Нужно обратить внимание на мягкие струны и широкий гриф, потому что с узкого грифа перейти на широкий потом очень трудно, а наоборот – запросто.

– Как вы считаете, можно ли научиться играть на гитаре по онлайн-урокам и пособиям в интернете?
– Сейчас – да! А раньше у нас были только книжки-самоучители с музыкальной грамотой. Я пробовала освоить гитару по таким – это невозможно. Там теория, гаммы, упражнения написаны, а что и как –  непонятно. Сейчас по видеоурокам гораздо проще учиться. Всё наглядно. Есть уроки «с нуля», различные курсы «научу за два месяца». 


– Сколько вам было лет, когда вы увлеклись музыкой?
– Около двадцати. Но это, конечно, поздно. Чем раньше начинаешь, тем лучше. Ведь с возрастом и пальцы не такие гибкие. Я училась очень долго...

– С какими трудностями сталкиваются начинающие гитаристы? 
– В нашем деле нужна усидчивость, хотя некоторым и кажется, что это легко. Когда я училась, было принято играть но нотам. После решила, что не буду так мучить своих учеников: мы сразу разбираем песни по аккордам. Но кому-то и это трудно. 
Если слишком маленькие дети приходят, им тяжело усидеть столько времени. Кто-то потряс уставшей рукой и снова поставил пальцы как надо, а кто-то потряс – и всё, сел в телефон играть. Устал. Хотя есть случаи, когда девочки начинали в третьем классе и уже к пятому играли очень хорошо.  
Еще нужно любить пение. Иногда ребята начинают петь и понимают, что не попадают в ноты, или стесняются. Некоторые вообще перестают петь и как-то в себе замыкаются. Бывает и такое, что чувства ритма нет от природы, его нужно развивать, а это долго. Ребенок может играть не в такт, поперёк ритма. Я говорю: «Остановись и начни сначала. Попади в ритм». 
Тот, кто занимается танцами, справляется с гитарой лучше и быстрее, как и тот, кто уже играл на другом инструменте. Руки скоординированы, пальцы разработаны. Таким ребятам легче учиться. 


– Сколько времени уходит на разучивание новой песни?
– Совсем немного, если нужно просто подобрать аккомпанемент. А на подготовку к какому-то серьезному конкурсу времени, естественно, тратим больше. В прошлом году готовили песню для «Хрустальной капели» на шесть голосов. Над ней мы работали целый год. 

– Как ученики выбирают свой стиль?
– Мы на них не давим. Например, кому-то нравится Цой, и он, кроме этих песен, вообще ничего не хочет играть. Вместе на выбранном материале отрабатываем аккорды и ритм, то есть одновременно оттачиваем аккомпанемент и исполнение песни, вокал. 

– Правда ли, что ваши выпускники связывают жизнь с музыкой?
– Есть такие, но их немного. Выбирают музыкальные и смежные профессии: учатся на организаторов, социальных педагогов, режиссеров театра и кино.

– Как вы понимаете, что ребенок может стать музыкантом?
– Это сразу видно по проявлению интереса – к занятиям и к инструменту. Некоторые даже то, что мы учим, не могут сыграть, а другие дома занимаются дополнительно и изучают новые мелодии. Если ребенка устраивают четыре аккорда, он больше ничего не хочет играть и учить, – пятый аккорд ему уже трудно освоить. Понятно, что это не музыкант. А если он сидит и играет, просит что-то показать, интересуется, то это очень приятно. Приходят такие нечасто, к сожалению.

–  Можно ли сказать, что помочь ребятам определиться с выбором профессии – это главная цель Центра внешкольной работы?
– Я думаю, наша цель – заинтересовать ребёнка каким-то делом. Чтобы он этим занимался не в ущерб учёбе. Чем больше человек занят, тем лучше он может организовать свое свободное время. 
Бывает, ребята сидят в нашем клубе на рисовании и через стенку слышат, как мы играем. Потом приходят: «А можно к вам записаться?» Можно, почему нет? 
Я считаю, что если ребёнок играет даже просто для себя, то это уже хорошо. Значит, он сможет сыграть дома или где-то с компанией, и это уже большой плюс для него.
Наши ребята занимаются и в художественной школе, и в музыкальной, и на спорт успевают ходить. Когда многим интересуешься в молодости, потом легче выбрать профессию. Если же ты ничем не занимался, а только в школу ходил, то потом всё равно, на кого учиться – ты попросту не знаешь, что тебе интересно. 

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях