Вечер, листаю ленту в социальной сети VK, и тут приходит оповещение: «вы можете быть знакомы с Ярославом Назимовым». Перехожу по ссылке. Оказывается, что это молодой художник и будущий архитектор, рисующий спиртовыми маркерами скетчи: насекомых, минералы, а также космический шаттл Илона Маска Endeavour. Вот так я и познакомился с этим талантливым человеком, который, по совместительству, недавно окончил ту же школу, где учусь я.
– Как ты начал создавать рисунки маркерами?
– Это случилось пять лет назад, тогда я рисовал фломастерами и гелиевыми ручками, а на Новый год родители подарили мне маркеры. Я сразу полюбил работать с ними: они гораздо проще, чем гуашь или акварель. Берешь бумагу, маркер и рисуешь. Когда я ездил в Черногорию, мне удавалось рисовать на улице. Для меня два самых главных плюса в том, что маркеры не требуют много времени, их не надо разводить, смешивать, а еще они очень мобильны – кидаешь их в рюкзак и идешь рисовать, где удобно. Сейчас я рисую маркерами Copic c наконечником-кистью.
Кроме того, у меня есть корейские маркеры Touch. Также использую белые акриловые маркеры для бликов.
– В одном из постов ты писал, что сам научился рисовать. Как это получилось? Смотрел уроки на YouTube или проходил интернет-курсы?
– Учился сам. Если мне не нравился результат, то старался доводить до состояния, когда мне нравилась работа. Я рисовал так практически каждый день в течение пяти лет. Однажды ходил на мастер-класс по скетчингу, где был самым молодым участником.
– Ты в интернете ведешь свою группу Jaryray. Почему тебя так зовут?
– Сам придумал это имя, когда создавал группу ВК. Я изучаю сербский язык, поэтому так часто езжу в Черногорию, где моё имя пишется через «J».
А «aryray» – это гамма-излучения, с которыми я познакомился на уроке физики. Звучит!
– Как выбираешь, кого будешь рисовать?
– Всегда важно, насколько у меня сформирована картина объекта для рисования. Допустим, есть несколько идей, и после этого у меня в голове должно появиться понимание того, что именно я хочу нарисовать.
У меня сейчас много идей. Первым я выберу то, что лучше представил у себя в голове. Обычно рисую с натуры, многие минералы брал из свой коллекции. Помню, у бабушки в деревне собрал несколько стрекоз, поджаренных на солнце, которых потом разглядывал через линзу, изучал все прожилки на крылышках.
– Какие картины ты рисовал на заказ?
– Ну, у меня было не так много заказов. Самое раннее, что могу вспомнить, – это рука с мячом, которую я рисовал как фан-арт по книге китайского автора. Потом я рисовал букет цветов на бумаге размером А2, двух маленьких сов, машины, а из последнего – малыша Йоду.
– Как происходит создание скетча?
– Первым делом строю все карандашом: контуры и мелкие детали при помощи механического карандаша. Второй этап: обвожу контур линером или перьевой ручкой, в зависимости от рисунка. Стираю все линии карандаша. Третий этап: покраска маркерами. Начинаю от самого светлого и заканчиваю темными цветами.
На четвертом этапе делаю блики. Опытным путем я пришел к некоторым приемам, например, создаю градиент, прислоняя один наконечник маркера к другому. Еще создаю блики с более плавными переходами – крашу белым акриловым маркером блик, а потом вокруг размываю самым серым.
– Долго длится этот процесс?
– От 4 до 10 часов уходит на один рисунок. Обычно это растягивается на несколько дней. Самым долгим был шаттл Endeavour, который я рисовал 5 дней.
– Как ищешь клиентов и продвигаешь свои рисунки: с помощью таргетированной рекламы, сарафанного радио, сотрудничества с блогерами, пабликами?
– Никогда не использовал платные методы продвижения. В основном я выкладываю свои рисунки в паблики художников, а у них аудитория значительно больше, чем у меня, и таким образом обеспечивается приток в мою группу. Кроме ВКонтакте я выкладываю свои работы в Instagram и веду канал в Телеграме.
– Есть ли у тебя кумиры среди тех, кто тоже рисует маркерами? На кого из художников ты равняешься?
–У меня есть маркерные художники, за которыми я слежу, да и в каждой отрасли художества есть свой фаворит. Если рисунки машин, то это Диего Флориди, архитектура – Екатерина Бровка, она является амбассадором маркеров Touch.
– В профиле ВКонтакте в числе интересов у тебя указаны «Что? Где? Когда?» и «Своя игра». Кто тебя привлек к этим играм?
– Наша школа занимается прокачкой мозгов юных ребят, у нас есть олимпиадное и интеллектуальное движение. В 5 классе у нас были отборочные туры в школьную команду, тогда я учился в лингво-гумманитарном классе и команда была не особо сильной. Через какое-то время это заметила классная руководительница другого класса, физмата, и пригласила меня в более сильную команду.
С этого момента началось серьезное увлечение интеллектуальными играми: мы ездили на различные фестивали, проходящие в области и в городах России. У нас был тренер Артем Вячеславович, который написал около 1000 статей для Википедии. Он постоянно рассказывал какие-то интересные факты.
В 9 классе ездили на Школьный чемпионат России, проходящий в Казани, а после этого команда была расформирована по другим классам. В 10 классе глава челябинского отделения Интеллектуальных игр стал собирать сборную города, в которую включили меня. В этой истории ключевой человек – классная руководительница, пригласившая меня.
– Продолжаешь интересоваться интеллектуальными играми?
– Сейчас я играю не так активно, ведь наша сборная разделена на несколько городов. Во время дистанта мы собирались в ZOOM и тренировались. Иногда я играю по приглашению в сборной ЮУрГУ.
– Насколько я знаю, ты закончил 104 школу экстерном. Как у тебя это получилось?
– На самом деле, я проучился все 11 классов, но пошел в школу в пятилетнем возрасте. После школы поступил в Южно-Уральский технологический университет на архитектора, это была моя давняя цель.
– На большинстве твоих рисунков изображены насекомые. Почему у тебя такая любовь к ним?
– Это тоже любовь с детства. В пятилетнем возрасте я много наблюдал за насекомыми, изучал их поведение, мог часами сидеть возле муравейника, а чуть позже мне достались пять богомолов, за которыми я ухаживал, летом ловил для них еду, зимой покупал сверчков и постоянно наблюдал за их поведением. Богомолы – мои любимые насекомые. После были золотистые бронзовки (пластинчатоусые жуки). Мне нравится поведение насекомых, которые отличаются от поведения млекопитающих. Они как маленькие роботы, притягивающие постоянно мой взгляд.
– Чем тема космоса привлекает тебя? Что так зацепило в ней?
– Мой интерес к космосу начался с детства и, наверно, для меня главным в нем было то, что космос по размеру просто невообразимо огромный даже по сравнению с тем миром, который на Земле. Именно масштабы космоса притягивали меня всегда.
В детстве смотрел видео про космос, фильмы Митио Каку и «Вселенную Стивена Хокинга» и воображал гигантские звезды, которые намного больше Солнца.
В общем и целом, тема космоса интересовала всегда именно тем, что для нашего понимания масштабы космоса настолько огромны, что человек не может представить их.
– Илон Маск – гений? Чем он привлекателен?
– Прежде всего, мой день рождения совпадет с его, и биографию Маска я изучал очень подробно. Считаю, что он гений, но не в том, что изобретатель, а в том, что он умеет не только развивать технологии, но и грамотно их продать. Он очень хороший бизнесмен, управляющий такой огромной компанией, и его самые ключевые качества – это умение хорошо вложиться и правильно прокачать компанию и сделать тот продукт, который можно хорошо представить и продать. Достаточно вспомнить его удачный опыт с PayPal, Tesla, SpaceX...
– Кроме насекомых и темы космоса, в твои работах преобладают минералы, камни. Почему они тебе нравятся? Есть любимый минерал?
– С одной стороны, вроде, ничего особенного, но к минералам у меня тоже была тяга. Мой прадед был геологом. Когда я маленький ходил по бабушкиному дому, иногда находил небольшие камушки из его коллекции. Меня всегда это интересовало, а с 6 лет я начал читать литературу про геологию: изучал сингонии, свойства минералов, в втором классе писал по ним научную работу о том, можно ли вырастить кристалл.
Тогда я изучал, как образуются кристаллы, а потом, когда начала рисовать, понял, что самые интересные и довольно сложные оптические эффекты дают именно прозрачные объекты и в основном кристаллы. Когда рисуешь их, это требует самого большого количества знаний о передаче света. Сначала для меня они были интересны как объект для разглядывания, а уже после – как объект для рисования, который надо реалистично изобразить. Мой любимый минерал –
холцедон. На Тургояке, в Кунгуре я покупал его.
– В детстве собирал журналы с коллекциями минералов?
– Вот это и было одним из ключевых моментов моей любви к минералам. Около 80% моей коллекции составляет как раз журнал «Минералы Земли». Отставшую часть составляют запасы прадеда. У меня около 200 образцов.
– Что тобой движет в жизни? Какая есть амбициозная профессиональная мечта?
– Творчество и желание развиваться в нем. Вообще я стремлюсь к тому, чтобы вносить в мир, в окружающее пространство и общество, вклад своим творчеством – это одна из причин, почему я учусь на архитектурном.