Образование – причина всего хорошего, что возникает в мире. Так говорил ещё Иммануил Кант в 18 веке, а сейчас это понимают всё больше людей. Это лето подтолкнуло меня к решению стать педагогом-психологом. Теперь я смотрю на наставничество через призму отношений «учитель-ученик», так что и здесь описываю свои взгляды на наставничество именно так.
А теперь к делу.
В 2027 году я закончу обучение в вузе и стану дипломированным педагогом. Давайте на время перенесёмся туда.
В 2027 году учителя больше не нужны.
Нужны наставники, тьюторы и советники. Те, кто помогут сориентироваться в информационном хаосе и в погоне за знаниями не потерять себя.
Фраза «Если такой умный, встань на моё место и проведи урок» больше не звучит уничижительно. Наверняка каждый из сидящих в классе – специалист в узкой сфере, который сможет передать свои знания и навыки другим. Ученики – не подчинённые, а коллеги. Они держат руку на пульсе и могут объяснять материал на примере мемов и новостей так, чтобы он точно запомнился. А «неблагодарных» учеников часто нужно просто выслушать. Скорее всего, у них есть дельные предложения по улучшению уроков.
Казалось бы, нынешних детей ничем не удивить. А вы попробуйте узнавать учеников по-настоящему и делать это постоянно, а не только на первом занятии. Этот процесс сродни минному полю. В руках педагога безмерная сила. И главное – уметь ей пользоваться в благих целях. Для одного учитель – родительская фигура, для другого – единственное, что поддерживает интерес к предмету, для третьего – авторитет и пример для подражания. Одно неверное слово – и человек на шаг ближе к тому, чтобы наложить на себя руки.
В 2025 году преподаватели проходят психотерапию. Они не проецируют своё плохое настроение на учащихся и всегда помнят, что каждый ведёт свою борьбу, о которой окружающим не известно ничего.
Можно пройти хоть сотню курсов, зачитаться профильной литературой, но однажды придётся выйти из комнаты и показать миру, на что ты способен. Образование сейчас нацелено на получение практических навыков, а на каждом уроке доходчиво объясняется, как сегодняшняя тема пригодится в жизни. Учитель готов пожертвовать качеством, для него главное – получение учениками нового опыта. Ученик – не средство воплощения амбиций педагога, а будущий профессионал, который пока что набивает шишки и ищет свою дорогу посреди беспроглядной темноты.
Чтобы хранить информацию, у нас есть диски и облачные хранилища. А за партами сидят вчерашние дошколята, которым надо учить стихи и таблицу умножения. Больше этот процесс не пускают на самотёк. Ученики не только получают предметные знания, но и умеют с ними работать. А ещё представлять себя, управлять своим временем и делать правильный выбор. На помощь приходят мнемоника, тайм-менеджемент, самопрезентация и другие гибкие навыки, которые понадобятся всем, независимо от склада ума и выбранной профессии.
Сегодня перед вами ученики школы, а завтра они лечат ваших детей, чинят свет в вашем доме, издают законы и решают, получите ли вы американскую визу. Уважение ко всем студентам – кредо талантливого педагога. К троечнику скоро выстроится очередь за лучшими сладостями в городе, а девочка, которой не даётся литература, изобретёт новые биоразлагаемые материалы. Никто из нас не идеален, но благодаря любящим своё дело педагогам мы вырастаем и меняем мир к лучшему.
Получается, что для учителя будущего ученик – не чистый лист, а индивидуальность. Ему стоит лишь протянуть руку и вывести на свет. Вряд ли к 2027 году изобрели средство для вечной жизни, но учителя, сумевшие оставить след в сердцах благодарных учеников, всё-таки становятся бессмертными.