Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

«ЧТО В ГОРШОЧЕК ПОЛОЖИЛИ, ТО В НЁМ ВАРИТСЯ ВСЮ ЖИЗНЬ»

Доктор психологических наук Диана Борисовна Богоявленская о начале своего пути, современной психологии и конкурсе «Шаг в будущее»

Всякое дело надо любить, чтобы хорошо его делать
Горький

Мы привыкли вдохновляться красивой картинкой чужого успеха. Но кто из нас думал, что за ней? Мы хотим стать профессионалами своего дела. Но кто из нас готов посветить этому жизнь? Мы часто замечаем лишь то, что лежит на поверхности. Может, настало время расширять границы?

Ученый – именно тот человек, который видит в обычных вещях больше других. Он копает вглубь, изучает, ищет смыслы. Меня всегда поражала эта тяга к новому. Что приводит людей к науке?

Найти ответы на свои вопросы я смогла благодаря беседе с Дианой Борисовной Богоявленской – доктором психологических наук, профессором, специалистом в области психологии творчества и одаренности. Диана Борисовна поступила на факультет психологии, будучи студенткой четвертого курса философского факультета.

Диана Борисовна Богоявленская, доктор психологических наук, почетный член Российской академии образования, академик Российской академии естественных наук и Международной академии психологических наук, почетный профессор Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.
Фото: https://psy.su/feed/8481/

О ПРОШЛОМ

С чем связан ваш выбор? Почему сначала философский, а в след за ним психология?

– Все началось значительно раньше, когда в 6 классе к нам пришла новая учительница по математике и сказала, что она будет преподавать науку о красоте. Весь класс засмеялся, ведь математика так далека от этого. (Математика мне раньше не нравилась, я училась в музыкальной школе и готовилась стать певицей). Но тогда на наш смех учительница сказала: «Ваша школа находится в соседнем переулке с Третьяковской галереей, наверняка, скоро у вас будет экскурсия туда. Вы выйдете из школы на Кадашевскую набережную, выйдете на Васильевский спуск, пройдете Красную площадь, выйдете на Каменный мост и снова вернетесь на Кадашевскую набережную». Весь класс закричал, что это глупо. А учительница сказала: «Конечно, потому что кратчайшее расстояние между двумя точками – прямая». Всю жизнь я слышу эту тишину в классе, когда все поняли, что математика это красиво.

Через два месяца сказали, что у меня математические способности. Потом меня заставили, как способную по математике, принимать участие в шахматных турнирах в школе. К 10 классу у меня был 1 разряд, и я была первой девушкой на философском факультете, которая играла за факультет и не проиграла ни одной партии. Поэтому меня сразу включили в совет НЦО, а в совете НЦО были те имена, которые теперь золотые: Вася Давыдов, который потом стал академиком. Саша Зиновьев – летчик во время войны, и это одно из наших гордых имен философии, преподаватель Ильенков, Мамардашвили – аспирант.

                 

Мераб Константинович Мамардашвили           Александр Александрович Зиновьев
Профессор, доктор философских наук            Доктор философских наук, участник войны
Фото: Википедия — свободная энциклопедия (wikipedia.org)

                                       

Василий Васильевич Давыдов
Доктор психологических наук, вице-президент Российской академии образования
Фото: https://www.peoples.ru/science/psihology/davydov/index1.html

Они меня водили везде с собой: на футбол, в консерваторию, на посиделки, где спорили между собой, а я внимала, у меня формировалось понимание, что такое философ. Ну и конечно, когда в совете такие люди, то организационной работой занималась только первокурсница, и так сложилось на все последующие годы.

Я была плохой студенткой, пропускала лекции и семинары, потому что надо было организовывать кружки, проводить конкурсы. Во втором семестре 4 курса, войдя в коридор, я увидела читающего Ильенкова, и я вдруг поняла, что на будущий год мне надо идти работать философом. Но это он философ, я еще не философ.

Эвальд Васильевич Ильенков
Советский философ, исследователь марксистско-ленинской диалектики.
Фото: Освобождение труда. — ЖЖ (livejournal.com)

Я получила отлично за курсовую работу по французским материалистам, но мой руководитель сказал: «Наверно, вам надо что-то потоньше». Тогда я еще не болела какой-то проблемой. У нас вел лекции Гальперин, который психолог и читал историю психологии философам, не психологам. Он показал значение методологии и еще значение эмпирически открываемого факта, здесь я подумала, что может быть мне идти этим путем.   

Петр Яковлевич Гальперин
Советский психолог, заслуженный деятель науки РСФСР, доктор педагогических наук, профессор.
Фото: http://letopis.msu.ru/peoples/6347  

Я подошла к Гальперину и спросила, можно ли проблему первичных и вторичных качеств рассмотреть на экспериментальном опыте? На что он ответил: «Какое вы еще дитя». Но дитя оказалось упрямым, и я пошла к ректору просить разрешение учиться на двух отделениях.

По закону обучение одновременно на двух факультетах было невозможным. Но в качестве награды за успехи и организаторскую деятельность приказ был подписан, и Диана Борисовна стала студенткой психологического. Давалась учеба не просто: после первой двойной сессии поездка в санаторий.

Я стала очень внимательно читать работы всех преподавателей, чтобы выбрать руководителя для курсовой работы. И я наткнулась на книгу Рубинштейна, я не знала, что он философ, но я почувствовала философа и пошла к нему.


Сергей Леонидович Рубинштейн
Советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, первый советский психолог — лауреат Сталинской премии
Фото: К философским основам деятельностного подхода в психологии — Студопедия (studopedia.ru)

На просьбу писать со мной курсовую он сказал, что не видел меня на лекциях. Я ему объяснила, что в это время нахожусь на лекциях другого отделения, на 4 курсе. На что он сказал: «Философ четвертого курса? Так пора открыть механизмы инсайта!» Вот собственно, что в горшочек положили, то в нем варится всю жизнь.

Период работы с Сергеем Леонидовичем занимает отдельное место в сердце Дианы Борисовны.

– Диплом писался в очень тяжелой ситуации. Он лежал в больнице, я его не видела, и Леонтьев как завкафедры взял руководство надо мной.

Алексей Николаевич Леонтьев
Советский психолог, философ, доктор педагогических наук, почётный доктор Парижского и Будапештского университетов
Фото: https://vk.com/psy_cabinet

Леонтьев сказал мне, учитывая мой возраст: «Ты только его не критикуй, и все будет в порядке». Я прочла все курсовые и дипломные, где стояла фамилия «Рубинштейн», и нашла, что критиковать. В сборнике, который вышел в том году я описываю это ситуацию, когда ему отдали мой диплом, и я поехала к нему в больницу, услышать его ответ. Я готовилась к торжественному событию, очень гордо поехала к Рубинштейну за отзывом. Он протянул мне диплом, тот был перечеркнут…

Прошло несколько лет, когда я вспоминала это событие, и только через несколько лет поняла, что я тогда упала в обморок. Потому что он сидел у письменного стола, а потом его голова ходила кругом. Я не понимала, что он мне говорит, но что-то отвечала. Я услышала только тогда, когда он ластиком стирал свои перечеркивания, он сказал: «Не обращайте на это внимание, только вы должны убрать эти два абзаца». Это там, где была критика. И я ответила ему, что не могу. «Поймите, у меня много врагов, они придерутся к этому». Мой ответ был тот же. Он молчал, и я молчала.

Мне сказали даже не надеяться на защиту. Они же не разговаривают друг с другом: один будет думать, что приедет Рубинштейн, другой, что приедет Леонтьев. Но в это время мы увидели, как подъехали два черных лимузина. Оба зашли в аудиторию и стали разговаривать, на этом фоне я излагала свою работу. А потом Рубинштейн выступил как научный руководитель, чтобы сказать, что он договорился с Леонтьевым, что он подает заявку на меня в свой сектор в институте философии. У него появилась идея, и он поручит мне экспериментальную разработку этой идеи. То есть мечта стать философом через получение эмпирического факта уже сбылась. Это было такое потрясение, я ничего не помню. Только то, что я стою в пустой аудитории в углу. Надо мной стоит Леонтьев, трясет мою руку и говорит: «Я тебя поздравляю, поздравляю вдвойне, и ты понимаешь почему!». Я кивала головой, но я не понимала.

Но мечта сбылась. Дальше я сдала гос. экзамены, поехала отдохнуть в Крым. А возвращаясь, на аэродроме среди продажи цветов я увидела красивый букет. Я купила его, чтобы подарить Рубинштейну. Когда я приехала к нему, открыла дверь служанка и сказала, что ему нездоровится, он лежит. Но цветы она может передать.

Мне рассказали, что когда ему передали мои цветы. Он сказал: «Как мне хочется, чтобы жизнь не сломала это чистое существо». Потом меня долго не оформляли в институте философии, наконец, было обещано, что 11 января в понедельник после каникул будет подписан приказ. А в субботу Сергей Леонидович умер. А я попала в больницу…

Сложнейшая задача педагога – во время разглядеть потенциал и помочь его реализовать. У Сергея Леонидовича это получилось. И здесь будет неуместна знаменитая фраза «ученик превзошел своего учителя». Скорее ученик, достойный своего учителя, и учитель, достойный ученика. Такая связь, пожалуй, редкость.

О НАСТОЯЩЕМ

После рассказа о потрясающем прошлом мы вернулись в настоящий момент и коснулись науки.

В интервью Национальному психологическому журналу за 2012 год на вопрос о прогнозе развития психологии как науки в ближайшие 10 лет Диана Борисовна сказала о том, что если ликвидируют коррупцию, то свершится мечта Брушлинского, и психология станет ведущей наукой 21 века. С того момента прошло 9 лет.

Как вы считаете, с тех пор ситуация изменилась в лучшую сторону?

– Нет. Я даже не ожидала, что эта тенденция будет отрицательной. Сейчас по всему миру доминирует бихевиоризм. А когда я спрашиваю ведущих математиков и физиков, почему именно они должны печататься в иностранных журналах, то они говорят: «Экономика сильнее всего в США». И последний приказ о присвоении докторских званий, когда необходимо иметь 5 работ в зарубежных журналах обрезает возможности разрабатывать нашу методологию.

Такой ответ был неожиданным. Ведь в современном обществе прослеживается тенденция на проработку внутренних зажимов и комплексов. Все чаще люди обращаются к тематической литературе, а услуги психологов не являются больше чем-то постыдным. Несмотря на это, науке приходится нелегко.

ПРО «ШАГ В БУДУЩЕЕ»...

Помимо юности и психологии для беседы была еще одна важная тема. Учебный год 20201-2022  юбилейный для молодежной научно-социальной программы «Шаг в будущее»: уже 30 лет программа успешно реализуется, предоставляя ребятам из разных стран возможность проявлять себя в науке, получая обратную связь от экспертов. Диана Борисовна возглавляет комиссию жюри на секции «Психология».

Как вы пришли к этому?

– Это была не моя инициатива, инициатива президента «Шага в будущее» – Карпова.

 

Александр Олегович Карпов
Председатель Центрального Совета Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее»
Фото: http://шагвбудущее.рф/fospriv

– Должна сказать, что наша секция не работает по общим принципам остальных. Потому что везде, когда оцениваются ваши (детские) работы всегда оценивается пункт, насколько вы выходите за литературу, которая является обязательной в предмете. Психология не изучается в школе, и я взялась за руководство этой секцией не для того, чтобы смотреть, как вы идете дальше за ту границу, которую положено знать в средней школе. Моя задача, чтобы грамотно входили в психологию. А начало определяет все!

На что вы обращаете внимание, когда оцениваете работу?

– Понимание работы. Не изложение текста, а то, насколько ребенок вжился в проблему. Еще в середине 19 века, когда психология только-только стала самостоятельной наукой, Гальтон проводил потрясающие исследования гениальности и выяснил, что все одаренные были привержены своему делу. Вот эта приверженность своему делу и обеспечивает вашу продуктивность. Это самое главное.

Диана Борисовна упомянула и подготовку педагогов-наставников.

– От эрудиции и знания самого предмета зависит и результат школьника. Поэтому я поддержала идею Карпова о проведении вебинаров для педагогов, чтобы эта работа не была безответственной и бездарной. Потому что часто этими работами руководят не психологи. И я не хочу сказать, что все психологи высокой квалификации верно и хорошо направляют работу ребенка. Я давала негативную оценку как раз руководителям из секций Сириуса, когда без  школьной программы ребенок начинает с повтора исследований зарубежных, причем не очень профессиональных, людей.

Еще раз повторю, важен момент вхождения в науку. Откуда? Как? Дальше определяется судьба человека. Это очень ответственно. И поэтому мы и решили обращаться к педагогам. Мы не вправе требовать все от школьника, который выступает, потому что он не прошел еще никакого пути в этой науке, это его начало. Ему самое главное знать и понимать.

За свою жизнь я участвовала во многих проектах и конкурсах, но это желание исходило от меня самой, никто не заставлял. Подобный жизненный опыт, особенно в юном возрасте, дает действительно ценные знания. Но что делать родителям, чьи дети не заинтересованы в таком проявлении себя?

Надо ли родителю обращать внимание ребенка на участие в конкурсах?

– Участие в конкурсе может быть результатом разной мотивации. Я знаю очень много талантливых людей, которые участвовали в олимпиадах, получали призовые места. Но участвовали только там, где были интересные задачи. То есть ряд ребят участвует в олимпиадах, потому что им интересно столкнуться с новым и подумать. А многие идут, чтобы получить награждение, которое поможет поступить в вуз.

Я прошла этот путь и моя задача сформировать то, что сформулировали философы XVIII - XIX века. Основная задача человека как человека это познание. Все остальное может быть, но он – человек, если главный мотив это познание.

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Программы и проекты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях