Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Письма, солёные от слёз

Что такое война? А что значит мужество? Кажется, что на эти вопросы можно ответить несколькими словами. Но чтобы человек осознал важность событий и понятий в полной мере, понадобится нечто большее, чем просто слово. 6 декабря по всей России начали проходить уроки мужества, посвящённые празднованию Дня Героев Отечества и воспитанию нравственных качеств, патриотизма у подрастающего поколения. Он отмечается в России 9 декабря.

Целую неделю тематика уроков сопровождала учащихся Центра детско-юношеского на пути к переосмыслению и осознанию. Младшие школьники только начинали знакомство с содержанием эпохи военных подвигов и свершений, познакомившись с творчеством писателя Константина Паустовского, прочитав рассказ «Похождения жука-носорога» и посмотрев мультфильм «Солдатская сказка». Педагоги поговорили с детьми о героизме русских солдат и детей в годы Великой Отечественной Войны. Первое, что воодушевило учителей и доказало ценность уроков мужества – серьёзное отношение большинства учащихся и их семей, подготовивших военные рассказы о своих героях и принёсших их фотографии.

Главной опорой недели в ЦДЮ стали киноуроки, способные объяснить сложные темы доступным языком, показанные ребятам старшей возрастной группы. Короткометражный фильм, ставший основой к обсуждению столь важной исторической, духовно-нравственной темы, называется «Письмо деду», он снят специально для школьников, в нём предусмотрена не только духовная линия, много деталей посвящено быту, что так отличен от нашего. Поняли ли учащиеся, что нужно ценить людей рядом, спокойную жизнь, тепло, книги, обычные земные блага, ценить воспоминания и историю? Конечно. Участникам киноурока не чужда была эмоциональность и слёзы, доказывающие чуткость подрастающего поколения, их готовность сохранять и передавать семейные ценности.

Покинув кабинет, рассуждения о мужестве, добродетелях занимали школьников и дома. После просмотра кино и обсуждения дано задание: написать письмо своему родственнику. Письма явились целыми историями, трогательными, в которых ребята описывали чувство гордости к судьбам прошлого, рассказывали об участии их семей в бессмертных полках. Больше, чем смысл и чувства детских строк, преподавателей восхитила искренность. «Решиться, сесть за стол и самостоятельно написать письмо человеку, которого никогда не видел в жизни, доверить ему свои переживания, желая пронести их сквозь время в прошлое – это поступок, достойный уважения и внимания», - отмечает организатор уроков мужества в ЦДЮ Евгения Сергеевна Сошникова. Она взяла из семейного архива фронтовые письма времён Великой Отечественной Войны и принесла, чтобы у учащихся была возможность посмотреть письма, потрогать их руками, прочесть, обсудить, почувствовать атмосферу.

«Я провела внутреннюю работу не только с детьми, но и с собой, читая военные истории своей семьи детям, рассуждая о поколениях и о тех самых письмах. Детали в них раскрывали не только внешний образ войны, но и характер русского народа, его нравственность, благородство и мужество. Например, я очень хорошо запомнила обращения к любимым: «Жинка моя», «Дочек», «Смородинка моя» и «Ягодка моя». Цепляют они чем-то, что слёзы капают. Чувство восхищения вызывает то, как солдат описывал свой смертельный путь – не писал, что может умереть, а лишь утешал: «Сильно не беспокойся, я уезжаю Родину защищать». Ни слова о том, что это письмо может оказаться последним», - отвечала Евгения Сергеевна, держа в руках похоронку и треугольные письма.

Но уроки мужества указали не только на восхищающие качества в подрастающем поколении. Преподаватели заметили и тёмную сторону. При мысли о войне дети вспоминают спецэффекты в кинокартинах, а не духовную составляющую, в фильме ждут ярких кадров, а не мудрость народа. Заметно, что не все семьи уделяют достаточное внимание патриотичному воспитанию, ведь не каждый школьник ответил на вопрос: «Когда началась Великая Отечественная Война?». Педагоги чувствуют свою значимость в патриотичном воспитании детей. Осознают и возможность заполнять некоторые пробелы, рассказывая об истории, доблести и о многом другом. Учитель в школе, педагог дополнительного образования, тренер, старший товарищ – все они играют большую роль в жизни человека, в том числе и в воспитании патриотизма. Именно поэтому преподаватели решили пролить свет на ту тёмную сторону. А смогли ли они сделать это? Ответ на этот вопрос может дать осознающий взгляд ребёнка, смотрящего в семейный фотоальбом или рассказывающего военные истории своей семьи, способные воспитать самые главные человеческие качества и поведать о мужестве, как о преодолении страха и преград на пути к жизни.

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях