В наш век технологий работа по учебнику скучна и в кругах школьников любима не всеми. А производство бумажных пособий неэкологично и затратно. Так, может, пора уже задуматься об учебниках будущего?
Начнем с начальной школы.
В портфеле первоклассника лежат новенькие учебники, но интересно ли таким активным и энергичным ученикам заниматься по ним?
Даниил Жуйков, 1э1:
«На уроках мы учебниками не очень часто пользуемся. Наверное, я бы отказался от них, потому что там негде писать. А ведь иногда есть задания, на которые хочется тут же ответить».
До учеников с учебником работает учитель, готовясь к проведению урока и решая, как распределить время на теорию и упражнения.
Учебники по гуманитарным направлениям особенные!
Их основная задача — научить школьника работать с текстом. Однако произведения даются в сжатом, зачастую сухом формате. Нужны ли в таком случае учебники?
Яна Игоревна Араптанова, учитель литературы:
«Если в книге нет произведения, которое мы включили в свою программу по литературе или же оно дано в неполном объеме, я заставляю детей носить сборники.
На уроке русского языка активно работаем с рабочими тетрадями. Там помимо интересных практических вариантов есть и теория, которой в учебнике русского языка мне катастрофически не хватает.
Очень жаль, что печатная книга уходит на второй план. Но мы сейчас обучаем новое поколение, которое настроено на электронный вид. Им интереснее и увлекательнее так работать. Так что время вносит свои коррективы».
К одиннадцатому классу представление об учебниках меняется.
Энджэ Асатуллина, 11гум:
«В некоторых учебниках много лишней информации, которая только захламляет мозг. В наши дни они должны быть емкими и интересными. К сожалению, у многих подростков нет концентрации внимания, им тяжело воспринимать длинные тексты, если они не цепляют их».
Получается, что переход на электронный вид с каждым годом все реальнее? Учебники в телефоне всегда под рукой, они нетяжелые, в них можно делать свои пометки яркими цветами, а еще не надо тратить на их производство бумагу. Одни плюсы!
Но товарищи-биологи иного мнения.
Лада Лаэртовна Мелтонян, учитель биологии:
«Я категорически против полного перемещения учебников в облачное хранилище. С точки зрения валеологии, пестрый экран телефона — очень опасно для глаз.
Как можно без учебников прожить, я не представляю! Та же олимпиадная подготовка: всю информацию найти из интернета невозможно, нужно читать раритетные книги выдающихся авторов годов так тридцать пятых, сороковых. А еще в Сети много неправильной и ложной информации, которую ребенок отфильтровать не в состоянии».
Закупка учебников – дело очень затратное.
Но как и когда принимаются решения о приобретении новых экземпляров? На эти вопросы знает ответ библиотекарь лицея Мария Владимировна Бессарабова:
«Учебники, которые не используются, есть в нашей библиотеке. Они стоят в книгохранилище, и мы не имеем права сразу их списать. Так как могут прийти контролирующие органы и проверить их наличие.
Закупка новых учебников происходит ежегодно. Когда учителя понимают, что книга устарела, собирают свой методический совет. Следующая ступень — методический совет школы, в нем участвуют представители всех предметных кафедр, директор. И только после этого происходит заказ учебников. Закупка учебников — дело очень затратное. Поэтому мы всегда призываем наших учеников бережно обращаться с книгами и не терять их!»
Оказывается, не так мы близки к отказу от учебников, не стоит торопить будущее. Исчезновение печатных пособий, думаю, рано или поздно произойдет. Какими станут учебники будущего, покажет время