Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Селекция лучшей инфографики

Начало занятий в «Медиалаборатории инновационной патриотической журналистики» (совместный проект «Орлёнка» и МИА «Россия сегодня») команда будущих орлят ждала ещё задолго до заезда. Любопытство вызывало даже само название. Почему патриотической? О чём будут занятия? Получат ли участники какую-то выгоду? Всему своё время, юные корреспонденты. У вас будет ещё с десяток дней безобидного ожидания, а уж потом… Впрочем, всякому овощу своё время.

Спустя почти девять дней ожидания начались занятия по профилю – для чего мы сюда, собственно, и ехали. Всё это время надписи международной медиагруппы «Россия сегодня» интриговали и с каждым часом приближали юных корреспондентов к себе. Первая медиалаборатория в этом году, а в планах ещё три! Нам выпала честь стать первыми её «испытуемыми».

 

16 ФЕВРАЛЯ – ОЗНАКОМЛЕНИЕ И ПОСЕВ

В 16:00 по местному времени шестая команда «Звёздного» сидела в гостиной на первом этаже в одинаковых футболках «ЮНПРЕСС». Кто с блокнотами, кто с фотоаппаратами, а кто – просто с хорошим настроением. Юнкоры замечают в кабинете две фигуры: Наталья Владимировна Тюрина – руководитель проекта «Социальный навигатор» и представитель «РИА новости» и Алёна Пелля – редактор управления проектов в области образования. Это на бумаге, а для нас они должны были стать руководителями и спутниками наших проектов. В них было что-то общее. Чёткий взгляд, способный заметить неладное, светлый разум, который может понять проблему, и открытая душа, готовая помочь или подсказать. В Наталье Владимировне, однако, чувствовался дух дисциплины и слаженности. Даже когда я подошла спросить о её должности и задать всего один вопрос, она будто сказала: «Так не пойдёт» и решила напомнить о правилах проведения интервью. Как она не единожды говорила: «Мы не играем в журналистику. Мы занимаемся ей всерьёз». Этот девиз я запомню на всю свою юнкоровскую жизнь.

На первом занятии нам объяснили, что мы будем заниматься инфографикой - от её засмысла до воплощения. Три избранные инфографики будут отрисованы лучшими дизайнерами «РИА новости». В общем, стремиться есть куда!

Итак, с чего мы начали... Умные учатся на своих ошибках, мудрые – на чужих. И чтобы разобраться, как делать надо, мы смотрели, как делать не надо. На чужих, готовых инфографиках слёту видны как промахи, так и попадания в цель. Уже в первые часы мы поняли, что хорошая визуализация данных должна содержать активные глаголы в заголовке, лидер-абзац не более 70 слов, тщательный отбор информации… разделение её на блоки…

Что посеешь, то пожнёшь, точнее, то и получится. А чтобы сеять, нужно знать, как.

 

17 ФЕВРАЛЯ – ПЕРВЫЕ ВСХОДЫ

Занятие началось с размышлений. Чем отличается журналист от блогера? Как проверить достоверность новостей? Взгляды руководителя Алёны и «юнпрессовцев» то и дело устремлялись за высказывающимися. Конечно, за двумя вопросами стоит целая лекция и маленький список понятий. Вот хотя бы что такое фактоид? Недостоверный факт, выдаваемый за чистую правду. Даже и то, что такое инфографика! По сути это представление любой информации в виде «конспекта» с иллюстрациями, схемами, пошаговыми действиями… Здесь, в отличие от большинства журналистских материалов, текст превращается в сдержанный концентрат из самого главного, а весь материал изобилует картинками и диаграммами. Примерно на половине занятия сообщают, что мы можем приступать к практической части! «Так быстро?» - промелькнуло в голове. С другой стороны, чтобы вложиться в пять занятий по два часа каждое, нужно торопиться.

Большинство ребят уже придумали тему проекта. Выбор был обширен, но органичен. Нужно было уложиться в тематику культурного наследия России. Кто-то искал информацию о национальных костюмах, танцах, блюдах, диалектах… А мы с напарницей Марией Жуковой решили отобразить сущность тряпичных русских кукол. Планировали рассказать об их видах, предназначениях и внешности. На первых порах – ничего более. Страх «белого листа» перебороли сразу – в блокноте в клетку мигом появились наброски того, как будет выглядеть инфографика. С первого взгляда всё очень красиво - нет ничего лишнего. Но стоит ещё подумать и зачеркнуть вот этот пункт, подправить вот этот, поменять местами первые два, в корне изменить способ подачи последнего пункта… В общем, было, над чем поработать.

Завтра уже нужно пахать на настоящем поле, а не в комнатном горшочке.

 

18 ФЕВРАЛЯ – НОВОСТИ С ПОЛЕЙ

Мы ожидали расслабленно послушать хотя бы 15 минут урока от Алёны Пелля и Натальи Владимировны, но при входе в 72 кабинет застали нескольких юнкоров за компьютерами. «Так быстро?» - промелькнуло в голове второй раз. Что ж, сели, включили компьютер, включились сами. Начали потихоньку подбирать картинки, оформление, стилистику. Название, кстати, родилось у Маши вместе с тематикой работы – «О чём молчит тряпичная кукла?» (Как позже скажут жюри, «название – огонь»). В поисках информации обратились в библиотеку «Орлёнка», где как раз на постоянной основе проходит выставка тряпичных народных кукол. Подцепили эксклюзивную информацию, сделали фотографии. В тот миг в моей голове созрела идея на миллион. (Как ещё позже отметят жюри, «идея восхитительна»). Вместо того, чтобы просто рассказать про разновидности кукол, был придуман алгоритм со стрелочками: «Какая кукла перед вами». Пройдя цепь, читатель сам найдёт нужную информацию!

За дизайн и цветовые и текстовые идеи стоит сказать спасибо моей напарнице. Мы работали скорее 40/60, ведь меня постоянно приходилось торопить. Хоть мысли и проносятся в голове со скоростью света, им нужен хороший, часто долговременный разгон…

Шоу должно продолжаться! Полевые работы не ждут! Солнце светит – журналисты пашут!

 

19 ФЕВРАЛЯ – ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Корреспонденты наносят последние штрихи. Что-то подправить, сократить, подобрать шрифт получше. «Кто уже закончил, может составлять текст для защиты», – объявляет Наталья Владимировна. Да, сегодня уже защита инфографик перед жюри. Ими стали журналист, исполнительный директор медиагруппы Кирилл Вышинский и советник МИА «Россия сегодня» Олег Дмитриев.

Дворец культуры и спорта. В конференцзале бурлит жизнь. Руководителей, фотографов, членов жюри, вожатых и сокомандников по двое. Ещё четыре человека вне поля зрения участников. Только оператор один. Кто вполголоса повторяет речь, кто просто сидит с хорошим настроением, как и в первый день работы.

«Мы представляем лагерь «Звёздный» и демонстрируем свою инфографику…», «Мы использовали декоративные элементы в дизайне для поддержания атмосферы…», «На этой схеме видны основные составляющие…» прозвучало множество раз за вечер. Жюри оценивали работы без лести, и многие участники подверглись «обстрелу» за единственную опечатку в тексте, неточное выражение и избыток текста. Процесс честный и верный, но порой было жаль ребят, по чьим проектам прошёлся такой каток из критики. В строю инфографик я заприметила две работы, которые обязаны победить. Одна была о современной и древней Масленице, другая - о злодеях в русских сказках. Не в обиду другим проектам, но этими двумя я восхищалась прямо на защите.

После аплодисментов, объятий и общего фото взрослые и ребята стали расходиться. Бодрые выкрики и слова поддержки сыпались из уст, и горы падали с плеч после волнительной защиты. Позитивной нотой на выходе из ДКиС стал закат на море. «Смена стала днём короче», а значит и ближе к кульминации.

Почти созрели. Какими же будут на вкус?

 

20 ФЕВРАЛЯ – СБОР УРОЖАЯ

Награждение перед всем лагерем.Волнение разбавляют вожатские танцыперед началом и поддержка товарищей. Аплодисменты, на сцену выходят Наталья Владимировна Тюрина и Алёна Пелля. Шестой пресс-отряд лучезарно им улыбается и приветствует громче всех. Вот то, чего мы так долго ждали.

«Не менее достойной была работа… Шпаковой Алисы и Жуковой Марии – «О чём молчит тряпичная кукла»!» Мы выиграли Евровидение? Олимпийские игры? Мы вроде и ожидали своей победы, но радость переполняет аномально! Наша работа стала той самой, которую увидят не только постояльцы «Звёздного», но и остальные россияне!


Победили три лучшие инфографики, почти как я и предсказывала. В каждой из них была своя перчинка. Перчинка из перцев, которые мы «выращивали» все пять дней. От посева знаний до плодов работы. Из всех – три самых сочных плода. Выращенные не в тепличных условиях, а в Медиалаборатории патриотической журналистики. Интересно, много ли юных журналистов захотят стать юными огородниками?

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях