Каждой школе нужен психолог, чтобы предупредить трудности и проблемы, которые возникают в процессе обучения. Не во всех учебных заведениях Нязепетровского района имеется ставка педагога-психолога. Анна Игоревна Данькова, практикующий психолог, считает это преступлением против детей в нынешних реалиях.
Анна Игоревна, почему преступление?
На сегодняшний день проблема психологического здоровья детей и подростков стоит достаточно остро. Если говорить конкретно в рамках актуальности вопроса, то нужно сделать акцент на том, что на неокрепшую психику подростков сильнейшее влияние оказывает Интернет, в связи с этим сегодня развиваются различные субкультуры, в том числе и «скулшутинг» (стрельба в школах). Чтобы предотвращать данные ситуации и другие, подобные им, в школе обязательно должен быть психолог, который вовремя продиагностирует, выявит детей «группы риска», проведет коррекционную работу, окажет психологическую помощь ребенку, даст компетентные рекомендации родителям и педагогам. Также важнейшей задачей психолога в образовательной организации является не столько выявление детей, которым необходима психологическая помощь, сколько психологическая профилактика. Если психопрофилактическая работа ведётся в школе в полном объёме, вовремя и в соответствии с возрастными особенностями проводится диагностика, а также своевременно принимаются меры, многих асоциальных, суицидальных поступков, мыслей и действий можно избежать.
Как психолог может настроить неуспевающего ученика на получение хороших оценок? Что посоветуете отличнику?
В случае «не успевания по учебным предметам» школьному психологу необходимо проделать комплексную и очень большую диагностическую работу, чтобы определить причины и проблемы. В первую очередь это не «настройка» и мотивирование ученика на «хорошую оценку», изначально, это диагностика причин. Скорее всего, понадобится работа по развитию познавательных процессов, которые могут быть недостаточно развитыми в силу множества обстоятельств. Психолог на основе полученных диагностическим путем данных об актуальном состоянии развития мыслительных процессов и уровне интеллекта, имея заключения и рекомендации ПМПК (психолого- медико-педагогическая комиссия), составит индивидуальный маршрут работы с конкретным «неуспевающим» учеником. В него в зависимости от данного конкретного случая и исходных полученных данных будут включены занятия на развитие памяти, внимания, мышления, пространственных представлений и т. д. Также в качестве психопрофилактики я бы проводила групповую работу по развитию школьной мотивации: тренинги на формирование позитивного отношениях к школе и работу над жизненными ориентирами и приоритетами, целями.
Необходимо помнить, что зачастую проблема отсутствия мотивации кроется либо в органике (недоразвитии, недостаточном развитии познавательных процессов), либо глубже, в особенностях семейного воспитания. Чтобы вскрыть причину, нужно глубоко исследовать психологический анамнез ребёнка, здесь недостаточно иметь данные только о развитии познавательной и интеллектуальной сферы конкретного ученика, важно исследовать эмоциональную сферу, личностные особенности, внутрисемейную обстановку, понаблюдать за межличностными отношениями в классе. Часто для решения проблемы необходимо проводить дополнительную работу с семьёй. Отличнику посоветовала бы не забывать о том, что есть друзья и хобби для расслабления и снятия напряжения. Он не должен зацикливаться на одной лишь учебе. Очень хорошо, когда все сферы ребёнка развиваются гармонично.
Почему многие учатся на психологов, но не работают по специальности?
Этому может быть много причин. Иногда будущие студенты не понимают, куда поступают, не совсем осознанно подходят к выбору профессии. Часто руководствуются баллами ЕГЭ или «мама затолкала», удовлетворяют родительские желания и амбиции... В таких случаях студент только в процессе обучения понимает, что это «не его» профессия, по которой он и дня не проработает. Иногда эмоциональное и профессиональное выгорание являются причинами отказа от дальнейшей работы по профессии. Здесь важно определять «неправильные» мотивы работы психологом. Если у специалиста помогающий профессии (не обязательно именно у психолога) наблюдается мотив «спасти всех», можно сделать заранее вывод о том, что он перегорит очень быстро, разочаровавшись в профессии, ведь мотив окажется непреодолимым, мечта «спасти всех» -недостижимой.
Также среди причин отказа от работы по профессии выделила бы огромную разницу между высокой ответственностью, которую несёт психолог, и низкой заработной платой. Бывает, что специалисты уходят из образовательных учреждений, переквалифицируются на консультирующих психологов, уходят в частную практику и открывают ИП, потому что там выше зарплата и больше возможностей. Когда-то была мечта открыть свой «кабинет психолога» в Нязепетровске, но, изучив спрос и уровень психологической культуры населения, стало ясно, что затраченные средства не оправдаются.