Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Челябинский трамвай

Периодически каждому из нас приходится ездить на трамвае. Кстати, это один из удобных видов общественного транспорта — меньше шансов собрать пробки, добираясь на работу, в школу или по другим не менее важным делам. Недавно я задался вопросом: когда вообще появился трамвай в Челябинске? Ищи ответ в моем материале!

Впервые идея построить в нашем городе трамвайные пути появилась в августе 1906 года. Ее предложил купец Василий Колбин, он обратился в Городскую Думу, и там его поддержали. После этого началось долгое обсуждение. Дума хотела построить маршрут от железнодорожного вокзала до Екатеринбургской улицы — сейчас это Кирова. Но спустя полтора года. Никто не знает точной причины, но в материалах говорят, что возможно строительство этого удобного транспорта затрагивало интересы людей, которые владели извозным бизнесом. Больше эту тему в Российской империи никто не поднимал. Так когда в Челябинске появился первый трамвай?

Советское время

Снова разговоры о появлении этого транспорта начались в 1930-е годы. Дело в том, что в это время началась первая пятилетка, и Челябинск начал расстраиваться с большой скоростью: появлялись заводы, новые улицы. Люди поняли, что рабочим необходим крупный транспорт.

Тогда заводы решили позаботиться о населении и предложили построить трамвайную сеть за свой счет. Это помогло бы развить общественный транспорт. Постепенно начались работы и переустройство канализаций и водопровода.

Вот что писала старейшая южноуральская газета Газета «Челябинский рабочий»:

— То, что сейчас в Челябинске называется окраинами — это будет центром. Окраины ещё на несколько вёрст отодвинутся дальше. Трамвай тогда будет нужен до зарезу!»

И в августе 1931 года на страницах газеты выходит объявление о наборе на двухмесячные курсы в городе Свердловск. Мужчинам и женщинам от 20 до 35 лет предлагали выучиться на вагоновожатых трамвая. А если сказать проще — на водителя.

Первый челябинский трамвай, который двигался от улицы Карла Маркса до железнодорожного вокзала
 
Первый челябинский трамвай, который двигался от улицы Карла Маркса до железнодорожного вокзала

Долгожданное событие произошло через полгода — 5 января 1932 года запустили первый трамвай. Его путь строился от улицы Карла Маркса до вокзала и оттуда — до поселка ЧЭМК. Это был маршрут №1. Потом трамвайные пути появились на улице Российской и тянулись до Челябинского тракторного завода. Развили движение до Кирпичной улицы — проспекта Победы сегодня, Центрального стадиона и т.д. А вот первое трамвайное депо появилось в нашем городе только в 1938 году. Оно было создано, чтобы проверять состояние вагонов.

Спустя 10 лет город решил ввести оплату за проезд: поездка в черте города — 3 копейки, за чертой города — 5 копеек. Сравните: сейчас цены на проезд – 23 рубля. Вот насколько изменился курс и цены на передвижение в городском транспорте!

Кстати, когда-то трамваи ходили даже до Копейска! Но в 1976 году транспортное сотрудничество между городами прекратилось. И в последующие 30 лет все развивалось очень медленно.

В 2000-х по городу ходили вот такие синебокие трамваи. Были и красные. А больше всего среди них выделялись кремовые вагоны с тонированными стеклами — это были редкие новые вагоны
Челябинский трамвай, изображение №3Челябинский трамвай, изображение №4
В 2000-х по городу ходили вот такие синебокие трамваи. Были и красные. А больше всего среди них выделялись кремовые вагоны с тонированными стеклами — это были редкие новые вагоны

Настоящее время

С 2007 года городские власти стали реконструировать трамвайные пути: переделка моста через Миасс на улице Кирова, изменили путепровод на Свердловском тракте и не только. Постепенно в Челябинске стали обустраивать остановочные комплексы, а когда в 2017 году компания, которая отвечала за эксплуатацию транспорта, обонкротилась, то власти создали новое предприятие с тем же названием — «ЧелябГЭТ».

Можно было встретить составы, которые раскрашивали в честь праздников или для рекламы чего-нибудь. Мне очень понравился этот трамвай, ведь он связан с моим любимым видом спорта
 
Можно было встретить составы, которые раскрашивали в честь праздников или для рекламы чего-нибудь. Мне очень понравился этот трамвай, ведь он связан с моим любимым видом спорта

Нужен ли трамвай городу?

В 2019 было посчитано, что для развития челябинской трамвайной сети необходимо 11 млрд рублей. Эту огромную сумму собирались пустить на обновление оборудования внутри транспорта, ремонт всех необходимых элементов (рельсов, контактной сети, кабельных линий), и также на покупку новых вагонов и постройку дополнительных путей. А в прошлом году наш губернатор Алексей Текслер поделился, что до 2025 в Челябинск планируется закупить 200 трамваев.

А вот так выглядят новые трамваи, которые появились в прошлом году. Теперь они сочетаются с зелеными автобусами
 
А вот так выглядят новые трамваи, которые появились в прошлом году. Теперь они сочетаются с зелеными автобусами

Да, развитие общественного транспорта это очень дорого. Но Челябинск теперь очень большой город. Сейчас у нас действует 15 маршрутов и 2 спецрейса, но их планируют продлить к микрорайонам Тополиная Аллея через проспект Героя России Евгения Родионова и Ледовую арену «Трактор» и микрорайон «Парковый-2». Это поможет людям передвигаться по городу без пробок и доезжать почти до любой точки Челябинска. И мне кажется, что это здорово, потому что трамвай — это хороший и удобный транспорт.

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях