Доктор психологических наук Диана Борисовна Богоявленская о начале своего пути, современной психологии и конкурсе «Шаг в будущее»
Всякое дело надо любить, чтобы хорошо его делать
Горький
Ученый – именно тот человек, который видит в обычных вещях больше других. Он копает вглубь, изучает, ищет смыслы. Меня всегда поражала эта тяга к новому. Что приводит людей к науке?
Найти ответы на свои вопросы я смогла благодаря беседе с Дианой Борисовной Богоявленской – доктором психологических наук, профессором, специалистом в области психологии творчества и одаренности. Будучи студенткой четвертого курса философского факультета, Диана Борисовна параллельно начала обучение на факультете психологии.
Диана Борисовна Богоявленская, доктор психологических наук, почетный член Российской академии образования, академик Российской академии естественных наук и Международной академии психологических наук, почетный профессор Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.
Фото: https://psy.su/feed/8481/
О ПРОШЛОМ
– С чем связан ваш выбор? Почему сначала философский, а в след за ним психология?
– Все началось значительно раньше, когда в 6 классе к нам пришла новая учительница по математике и сказала, что она будет преподавать науку о красоте. Весь класс засмеялся, ведь математика так далека от этого. (Математика мне раньше не нравилась, я училась в музыкальной школе и готовилась стать певицей). Но тогда на наш смех учительница сказала: «Ваша школа находится в соседнем переулке с Третьяковской галереей, наверняка, скоро у вас будет экскурсия туда. Вы выйдете из школы на Кадашевскую набережную, выйдете на Васильевский спуск, пройдете Красную площадь, выйдете на Каменный мост и снова вернетесь на Кадашевскую набережную». Весь класс закричал, что это глупо. А учительница сказала: «Конечно, потому что кратчайшее расстояние между двумя точками – прямая». Всю жизнь я слышу эту тишину в классе, когда все поняли, что математика это красиво.
Через два месяца сказали, что у меня математические способности. Потом меня заставили, как способную по математике, принимать участие в шахматных турнирах в школе. К 10 классу у меня был 1 разряд, и я была первой девушкой на философском факультете, которая играла за факультет и не проиграла ни одной партии. Поэтому меня сразу включили в совет НЦО, а в совете НЦО были те имена, которые теперь золотые: Вася Давыдов, который потом стал академиком. Саша Зиновьев – летчик во время войны, и это одно из наших гордых имен философии, преподаватель Ильенков, Мамардашвили – аспирант. С ними общался преподаватель Ильенков, физик Щедровицкий.
Мераб Константинович Мамардашвили Александр Александрович Зиновьев
Профессор, доктор философских наук Доктор философских наук, участник войны
Фото: Википедия — свободная энциклопедия (wikipedia.org)
Василий Васильевич Давыдов
Доктор психологических наук, вице-президент Российской академии образования
Фото: https://www.peoples.ru/science/psihology/davydov/index1.html
Они меня водили везде с собой: на футбол, в консерваторию, на посиделки, где спорили между собой, а я внимала, у меня формировалось понимание, что такое философ. Ну и конечно, когда в совете такие люди, то организационной работой занималась только первокурсница, и так сложилось на все последующие годы.
Я была плохой студенткой, пропускала лекции и семинары, потому что надо было организовывать кружки, проводить конкурсы.
Эвальд Васильевич Ильенков
Советский философ, исследователь марксистско-ленинской диалектики.
Фото: Освобождение труда. — ЖЖ (livejournal.com)
Я получила отлично за курсовую работу по французским материалистам, но мой руководитель сказал: «Наверно, вам надо что-то потоньше». Тогда я еще не болела какой-то проблемой. У нас вел лекции Гальперин. Он показал значение методологии и эмпирически открываемого факта. Здесь я подумала, о том, чтобы идти этим путем.
Петр Яковлевич Гальперин
Советский психолог, заслуженный деятель науки РСФСР, доктор педагогических наук, профессор.
Фото: http://letopis.msu.ru/peoples/6347
Я подошла к Гальперину и спросила, можно ли проблему первичных и вторичных качеств рассмотреть эксперементально? На что он ответил: «Какое вы еще дитя». Но дитя оказалось упрямым, и я пошла к ректору просить разрешение учиться на двух факультетах.
По закону такое обучение было невозможным. Но в качестве награды за успехи и организаторскую деятельность просьба Дианы Борисовны была исполнена: приказ подписали «до первой четверки». Давалась учеба не просто: после первой двойной сессии поездка в санаторий.
Я стала очень внимательно читать работы всех преподавателей, чтобы выбрать руководителя для курсовой работы. И я наткнулась на книгу Рубинштейна, я не знала, что он философ, но я почувствовала философа и пошла к нему.
Сергей Леонидович Рубинштейн
Советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, первый советский психолог — лауреат Сталинской премии
Фото: К философским основам деятельностного подхода в психологии — Студопедия (studopedia.ru)
На просьбу писать у него курсовую Сергей Леонидович сказал, что не видел меня на лекциях. Я ему объяснила, что в это время нахожусь на лекциях другого отделения, на 4 курсе. На что он сказал: «Философ четвертого курса? Тогда пора открыть механизм инсайта!» Вот собственно, что в горшочек положили, то в нем варится всю жизнь.
Период работы с Сергеем Леонидовичем занимает отдельное место в сердце Дианы Борисовны.
– Диплом писался в очень тяжелой ситуации. Он лежал в больнице, я его не видела, и Леонтьев как завкафедры взял руководство надо мной.
Алексей Николаевич Леонтьев
Советский психолог, философ, доктор педагогических наук, почётный доктор Парижского и Будапештского университетов
Фото: https://vk.com/psy_cabinet
Леонтьев сказал мне, учитывая мой возраст: «Ты только его не критикуй, и все будет в порядке». Я прочла все курсовые и дипломные, где стояла фамилия «Рубинштейн», и нашла, что критиковать. В сборнике, который вышел в том году я описываю это ситуацию, когда ему отдали мой диплом, и я поехала к нему домой, услышать его ответ. Я готовилась к торжественному событию, очень гордая поехала к Рубинштейну за отзывом. Он протянул мне диплом, тот был перечеркнут…
Только через несколько лет я поняла, что тогда потеряла сознание… Потому что он сидел у письменного стола, а потом его голова ходила передо мной туда и обратно. Я не слышала, что он мне говорит, но что-то отвечала. Я услышала только тогда, когда он ластиком стирал свои перечеркивания и сказал: «Вы должны убрать эти два абзаца». Это там, где была критика. И я ответила ему, что не могу. «Поймите, у меня много врагов, они придерутся к этому», – говорил Рубинштейн. Я понимала, что от моего ответа зависит моя судьба. Я уже видела себя в поезде, мчавшемся на целину. Где же может работать философ без диплома? Но мой ответ был тот же. Он долго молчал, и я молчала. Наконец, он сказал: «Ладно, вы будете говорить, и все будет в порядке». Я уехала мертвая.
А на следующий день на кафедре мне сказали лаборанты, чтобы даже не надеялась на защиту. Рубинштейн и Леонтьев не разговаривали друг с другом: один будет думать, что приедет Рубинштейн, другой, что приедет Леонтьев. Но в это время мы увидели, как подъехали два черных лимузина. Оба зашли в аудиторию и стали разговаривать, на этом фоне я излагала свою работу. А потом Рубинштейн выступил как научный руководитель, чтобы сказать, что он договорился с Леонтьевым, что он подает заявку на меня в свой сектор в институте философии. У него появилась идея, и он поручит мне экспериментальную разработку этой идеи. То есть мечта, будучи философом продвигаться в познании путем получения эмпирического факта, уже сбылась. Это было такое потрясение, я ничего не помню. Только то, что я стою в пустой аудитории в углу. Надо мной склонился Леонтьев, трясет мою руку и говорит: «Я тебя поздравляю, поздравляю вдвойне, и ты понимаешь почему вдвойне!». Я кивала головой, но я не понимала.
Но мечта сбылась. Дальше я сдала гос. экзамены, поехала отдохнуть в Крым. А возвращаясь, на аэродроме среди продажи цветов я увидела красивый букет. Я купила его, чтобы подарить Рубинштейну. Когда я приехала к нему, открыла дверь служанка и сказала, что ему нездоровится, он лежит. Но цветы она может передать.
Мне повезло, там была Анциферова, они работали вместе. Она мне позвонила и сказала, что была потрясена той силой эмоции, когда ему передали мои цветы. Он сказал: «Как мне хочется, чтобы жизнь не сломала это чистое существо». Потом меня долго не оформляли в институте философии, наконец, было обещано, что 11 января в понедельник после каникул будет подписан приказ. А в субботу Сергей Леонидович умер. А я попала в больницу…
О НАСТОЯЩЕМ
После рассказа о потрясающем прошлом мы вернулись в настоящий момент и коснулись науки.
В интервью Национальному психологическому журналу за 2012 год на вопрос о прогнозе развития психологии как науки в ближайшие 10 лет Диана Борисовна сказала о том, что если ликвидируют коррупцию, то свершится мечта Брушлинского, и психология станет ведущей наукой 21 века. С того момента прошло 9 лет.
– Как вы считаете, с тех пор ситуация изменилась в лучшую сторону?
– Нет. Я даже не ожидала, что эта тенденция будет отрицательной. Сейчас по всему миру доминирует бихевиоризм. А когда я спрашиваю ведущих математиков и физиков, почему именно они должны печататься в иностранных журналах, то они говорят: «Экономика сильнее всего в США». И последний приказ о присвоении докторских званий, когда необходимо иметь 5 работ в зарубежных журналах обрезает возможности разрабатывать нашу методологию.
Такой ответ был неожиданным. Ведь в современном обществе прослеживается тенденция на проработку внутренних зажимов и комплексов. Все чаще люди обращаются к тематической литературе, а услуги психологов не являются больше чем-то постыдным. Несмотря на это, науке приходится нелегко.
ПРО «ШАГ В БУДУЩЕЕ»...
Помимо юности и психологии для беседы была еще одна важная тема. Учебный год 20201-2022 юбилейный для молодежной научно-социальной программы «Шаг в будущее»: уже 30 лет программа успешно реализуется, предоставляя ребятам из разных стран возможность проявлять себя в науке, получая обратную связь от экспертов. Диана Борисовна возглавляет комиссию жюри на секции «Психология».
– Как вы пришли к этому?
– Это была не моя инициатива, инициатива президента «Шага в будущее» – Карпова.
Александр Олегович Карпов
Председатель Центрального Совета Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее»
Фото: http://шагвбудущее.рф/fospriv
– Должна сказать, что наша секция не работает по общим принципам остальных. Потому что везде, когда оцениваются ваши (детские) работы всегда оценивается пункт, насколько вы выходите за литературу, которая является обязательной в предмете. Психология не изучается в школе, и я взялась за руководство этой секцией не для того, чтобы смотреть, как вы идете дальше за ту границу, которую положено знать в средней школе. Моя задача, чтобы грамотно входили в психологию. А начало определяет все!
– На что вы обращаете внимание, когда оцениваете работу?
– Понимание работы. Не изложение текста, а то, насколько ребенок вжился в проблему. Еще в середине 19 века, когда психология только-только стала самостоятельной наукой, Гальтон проводил потрясающие исследования гениальности и выяснил, что все одаренные были привержены своему делу. Вот эта приверженность своему делу и обеспечивает вашу продуктивность. Это самое главное.
Диана Борисовна упомянула и подготовку педагогов-наставников.
– От эрудиции и знания самого предмета зависит и результат школьника. Поэтому я поддержала идею Карпова о проведении вебинаров для педагогов, чтобы эта работа не была безответственной. Потому что часто этими работами руководят не психологи. И я не хочу сказать, что все психологи высокой квалификации верно и хорошо направляют работу ребенка. Я давала негативную оценку как раз руководителям из секций Сириуса, когда без школьной программы ребенок начинает с повтора исследований зарубежных, причем не очень профессиональных, работ.
Еще раз повторю, важен момент вхождения в науку. Откуда? Как? Дальше определяется судьба человека. Это очень ответственно. И поэтому мы и решили обращаться к педагогам. Мы не вправе требовать все от школьника, который выступает, потому что он не прошел еще никакого пути в этой науке, это его начало. Ему самое главное знать и понимать.
За свою жизнь я участвовала во многих проектах и конкурсах, но это желание исходило от меня самой, никто не заставлял. Подобный жизненный опыт, особенно в юном возрасте, дает действительно ценные знания. Но что делать родителям, чьи дети не заинтересованы в таком проявлении себя?
– Надо ли родителю обращать внимание ребенка на участие в конкурсах?
– Участие в конкурсе может быть результатом разной мотивации. Я знаю очень много талантливых людей, которые участвовали в олимпиадах, получали призовые места. Но участвовали только там, где были интересные задачи. То есть ряд ребят участвует в олимпиадах, потому что им интересно столкнуться с новым и подумать. А многие идут, чтобы получить награждение, которое поможет поступить в вуз.
Я прошла этот путь и моя задача сформировать то, что сформулировали философы XVIII - XIX века. Основная задача человека как человека это познание. Все остальное может быть, но он – человек, если главный мотив это познание.