Вы поворачиваете к актовому залу, заходите в кабинет 204в и видите играющую на фортепиано высокую женщину с темными каштановыми волосами, в юбке и светлой кофточке. Преподаватель музыки лицея №11 Альфия Дамировна Перминова заканчивает игру, и вы приступаете к диалогу…
– Как вы начали работать учителем музыки?
– После школы я поступила в музыкальное училище. Окончив его, думала, никогда не свяжу жизнь с музыкой. Но мы с семьей переехали из Казахстана, и надо было чем-то заниматься. Мне предложили работу в музыкальной школе в Копейске: концертмейстером и преподавателем по обучению игре на фортепиано. Я проработала два года, мне понравилось, и я поступила в Челябинскую академию культуры и параллельно начала преподавать в школе. Сначала в № 58, затем на пятом курсе (2003 год) меня позвали работать в лицей.
– На каких инструментах вы умеете играть?
– На фортепиано, учусь на блокфлейте. У меня есть кружок первоклассников, иногда играть им на флейте удобно, потому что инструмент
всегда под рукой и для них это какоето разнообразие. В институте училась играть на гитаре, но помню всего несколько аккордов.
– Какие музыкальные традиции есть в вашей семье?
– Особых нет, кроме того, что у нас все музыканты. Муж – саксофонист, играет в «Уральском диксиленде», духовом оркестре, Серафим поет и играет на кларнете. Но дома в ансамбле мы не музицируем, только вместе на концерты ходим.
– Что бы вы хотели изменить в кабинете музыки?
– Иметь больше свободного пространства, чтобы не только сидеть за партами, но и делать мини-выступления. У меня есть небольшая мечта: сцена в виде небольшого закуточка. И еще хочется интерактивный стенд, где можно было бы размещать новости о музыкальных событиях, происходящих в городе и мире, портреты композиторов.
– Откуда у вас появляются новые музыкальные инструменты?
– Многие инструменты здесь уже были, когда я пришла работать в лицей. В этом году нам купили несколько новых наборов: колокольчики, орфовские (позволяющие музицировать всем детям, независимо от уровня способностей – прим. ред.) и русские народные. Много самодельных инструментов.
– Как изменились уроки музыки за последние 5 лет?
– В нашу жизнь пришли технологии, поэтому уроки совершенствуются. В кабинете появился большой телевизор, и мы можем смотреть разные видео, выполнять упражнения с инструментами, разминки. Практики стало значительно больше, чем теории. Песни берем более современные, а классику слушаем в различных вариантах исполнения. Как известно, все любят поиграть на инструментах, особенно малыши. Но не каждый может. Мы с учениками делаем инструменты своими руками из подручного материала, и у детей интерес просыпается. Приносят по дватри, а потом играют на них.
– Как вы с дошколятами работаете?
– Занятия с ними называются «Игры с музыкой», на которых мы двигаемся под музыку, поем, играем на инструментах, развиваем чувство ритма. Дети должны уметь самовыражаться, направлять свою энергию в нужное русло. Выполняем много ритмических упражнений, потому что ритм развивает речь, координацию движений. Ребята часто говорят, что у них от интересных заданий словно «мозг ломается».
– Как рождаются идеи новых приемов обучения?
– Стараюсь посещать онлайн и офлайн мастер-классы педагогов. Когда нахожу интересный материал, то развиваю его на занятиях, иногда дети подкидывают идеи. Скажут что-то на уроках, приходит мысль, как это воплотить в жизнь.
– Как вы пришли к созданию группы во ВК «Кабинет музыки 11 лицей»?
– Мне хотелось привлечь внимание ребят к предмету. Многие часто пропускают уроки, материал нагнать сложно без учебников. Группа отлично зарекомендовала себя во время карантина, там выкладывались уроки и задания.
Диалог окончен, вы выходите из кабинета, Альфия Дамировна продолжает играть. Звучит произведение П. И.
Чайковского, одного из любимых композиторов учителя.