С 27 марта по 1 апреля в театре «Манекен» проходила серия творческих событий: спектакли и перфомансы, кино и выставки. 28 марта состоялся дебютный аудиопроменад под названием «Человек в театре». Это волшебное путешествие не по городу, не по достопримечательностям и даже не по зданию театра. В центре «экскурсии» сам человек. И гуляют «зрители» по самым тайным уголкам разума. Восприятие исключительно с помощью слуха без возможности сфокусироваться на сцене или на экране расширяет границы сознания, заставляет прислушаться к себе, своим ощущениям.
Удивительно, как звук влияет на человека. То, что мы слышим, регулирует наши движения, мысли, эмоции. Каналы получения информации: зрение, слух, обоняние, осязание работают в совокупности, поэтому в повседневной жизни люди воспринимают запахи, вкус, звук, свет и цвет, как должное. А, если один канал будет выражен сильнее остальных? Например, нами будет управлять звук?
Променад совершать всегда приятнее в компании
Об этом рассказывает «Человек в театре». Надев наушники и услышав приятный голос, который ведёт диалог с нашим внутренним миром, участники аудиопроменада погружаются в иную реальность. Внешне ничего не меняется, только теперь внимание сосредоточено не на деталях интерьера или других людях, а на наших ощущениях, мыслях. Речь идёт не о рационализированном самоанализе, а о проживании и полном осознании каждой эмоции, о разговоре с собой «на чистоту».
Голос в наушниках предлагает пройти из фойе в театральную библиотеку, которая встречает запахом старой бумаги, высокими шкафами с бесконечными книжными полками и тёплым, приглушённым светом. Посередине стол, на котором для каждого гостя лежит книга, ручка и лист бумаги. Голос, управляющий нашими действиями, говорит рассмотреть книгу, открыть её и прочитать первую фразу, которая попадётся на глаза. Не придавая особого значения этому действию, пролистываю книгу до последней страницы и читаю последние строки:
«Я знал одного человека. Он был удивительный выдумщик. Он говорил: - Поэзию нужно вырастить из солнца этой страны для этой страны солнца».
Голос на записи пояснил: то, что мы прочитали в книге – не случайно, это некое напутствие, подсказка. Моя цитата - напоминание: всё, что я делаю, ради чего стараюсь и развиваюсь, не случайно. В будущем это должно быть полезным не только для меня, но и для окружающих. Стремление сделать этот мир лучше – залог успеха, стимул идти вперёд, к своей цели.
Следующая задача, поставленная голосом в голове – написать письмо для себя в будущем – причём не важно, когда оно будет прочитано: через пару часов или лет. Мы уже меняемся. Через секунду каждый из нас не будет таким, как прежде. В этом письме отразились мгновенные чувства и переживания, которые, возможно, забудутся в ближайшем будущем. Поэтому вести личный дневник с помощью «писем в будущее» является эффективным для самопознания и отслеживания личностного роста.
Писать письмо в будущее надо серьезно… фото группа театра «Манекен»
Аудиопроменад привёл в зрительный зал. На сцене сидит актёр. Он не шевелиться, не разговаривает, не проявляет эмоций. Через это действие, а точнее бездействие демонстрируется, что театр без зрителя существовать не может. Только пока мы смотрим на человека на сцене, он является актёром. Без публики не было бы и сцены, не строились бы здания театров. В этом сила наблюдения – оно может как разрушать что – либо, так и создавать нечто уникальное, наполнять смыслом даже привычные для нас вещи.
Аудиопроменад завершается, а вопросы, оставшиеся после него, похоже, бесконечны. В суете повседневной жизни мы забываем сфокусироваться на главном – себе. Что делает нас счастливыми? Что заставляет смеяться? Есть ли те вещи в нашей жизни, которые мы хотели изменить? Под наблюдением перестраиваются атомы, молекулы, меняется ход событий, переписываются судьбы. Так, может, чаще заглядывая внутрь себя, наблюдая за ощущениями и мыслями, мы обретаем невиданную силу – контроль над собой, возможность управлять собственными эмоциями и восприятием?