Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Танцевальный ритм, пронзающий в тишине

Первая встреча с «Нашим местом» в ноябре стала источником не только новой информации, но и ранее незнакомых эмоций. На большом экране включили танцевальный клип «Эко-Дэнс» от команды «SoDa». Четыре минуты просмотра вызвали дрожь по телу, очередное осознание того, что без слов можно говорить, да так громко и воодушевляюще! Узнав, что в танце приняли участие люди с ограничениями слуха, я начала тонуть в вопросах и догадках, возникающих в голове.

Танцевальный ритм, пронзающий в тишине

Я ощутила кульминацию своего погружения в мир инклюзий, когда журналистская деятельность привела меня к Дмитрию Сергеевичу Хлыбову. Он – представитель современной и эстрадной хореографии, танцевавший на одной сцене с хореографами шоу «Танцы» и участвовавший в том самом клипе, взбудоражившем моё сердце несколько месяцев назад. Более того, Дмитрий является педагогом инклюзивного танцевального коллектива «SoDa», в котором занимаются волонтёры, люди с инвалидностью по слуху. С детства он следует девизу: «Танцы, танцы, танцы и только танцы!». Ограничения слуха не стали ему преградой на пути к свету софитов и объективам камер.

— Что действительно важно, чтобы быть танцором и достигать высот, несмотря на ограничения?
— Если чувствуешь, что ты хочешь заниматься каким-то делом, оно действительно важно, тогда всё будет получаться. Когда я слушаю музыку, что-то начинает гореть внутри меня - я танцую. Не могу сидеть просто так, вот мне надо плясать и фантазировать о том, какие свои идеи могу донести, что я хочу сказать с помощью танца. Для танцора важна не музыка, самое главное для любого творчества – мотивация и любовь к хобби. Хотелось бы, чтобы люди нашли то, что им по душе, нашли своё место. Я вот с детства понимал, что отличаюсь, но не чувствовал себя каким-то отдалённым, потому что танцевал на уровне остальных. Люди вокруг удивляются, многие вообще не сталкиваются с подобным. Мне нравится, что всё чаще и чаще слышат об этой теме, о клубе «Наше место», разрушающем стереотипы.

— Что танцоры с ограничениями слуха чувствуют во время танца, где, как многие считают, важно умение слушать музыку?
— В коллективе есть полностью глухие, они чувствуют музыку вибрациями, даже опыт не нужен, лишь более тщательный подбор музыки и акцент на ударные звуки. Я вот ничего без аппарата не слышу, а в танце пользуюсь обоими способами восприятия: через звук и через вибрации. Если спросить: «Как это делается?», ребята закроют вам уши, положат ваши руки, например, на подоконник, включат музыку. И те, кто не чувствовал этого раньше, восхищаются: «Как круто!», — я давно начала осознавать, что громкая музыка во время выступления или репетиции по-особенному влияет, проходит сквозь тело волнами, что превращаются в цунами эмоций. После интервью, когда я вновь попала под энергию баса из колонки, кажется, ощутила резонанс. После я положила ладони на пол, замечая лёгкую дрожь пальцев. А ведь соприкосновение музыки и человека вправду удивительно!

— Какими становятся танцы, когда нет ни музыки, ни вибраций, а лишь тишина?
— У меня был очень необыкновенный и неожиданный опыт танцев в полной тишине. Мне сказали: «Дим, попробуй без аппарата станцевать с партнершей». Она вообще не слышит. То есть на сцене танцуют два полностью глухих человека. Это была ну очень волнительная и даже стрессовая ситуация для меня, ведь если я снимаю аппарат, то теряюсь сразу, мне становится скучно. Конечно, дома я без него – отдыхаю, но на выступлениях всегда с ним. Музыка играет, и меня это возбуждает, хочется танцевать. А здесь тишина. Знаете, такое чувство, как будто мы вдвоём, больше никого нет на свете, никого вокруг.

— Как ограничения слуха влияют на повседневность?
— Я привык. Даже не знаю, хотел бы услышать мир без аппарата. В тот момент, когда не слышу, я отдыхаю от трудного дня в тишине, не улавливая шум улиц. Мне спокойно, ничто не мешает, я даже ухожу из реальности в какой-то мере. Но трудности возникают, конечно. Общение страдает у меня, так скажем. Все разные, у всех разные глаза и артикуляция, я не всегда понимаю, а особенно во время масочного режима, ведь чаще всего читаю по губам. Ладно, можно написать на бумажке или в телефоне, чтобы заказать кофе – поймут. Но есть другие ситуации. Например, вызов пожарных, скорой помощи. Ты не понимаешь, тебя не понимают. В эти моменты злишься, что нет доступной среды.

— Какие черты должно приобретать общество, чтобы общение стало доступнее, приятнее, а границы в понимании стёрлись?
— Однажды, когда я был в гостях у друга, все ребята там были слышащие. Кто-то специально тише делал музыку, чтобы я лучше слышал разговор. Для меня это знак уважения. Кто-то с правой стороны специально подходил, ведь там аппарат. Один человек, которого я не знал ранее, подошёл ко мне и заговорил на жестовом языке, для меня это вообще неожиданно было и так приятно. Мне даже старались переводить некоторые песни, которые играли, меня пытались поддержать. Я не прошу учить РЖЯ, но даже если немного знаешь: «Привет. Как дела? У меня всё хорошо» и отвечаешь на просьбы о помощи, то для нас это счастье, ведь сейчас редко таких людей встречаешь, к сожалению. Есть и то, что стоит знать каждому: при общении нужен постоянный зрительный контакт, артикуляция помедленнее, слова полегче. Вообще есть телефоны, в которых можно писать. Просто нужно толерантное общество, желание понять друг друга.

—Спасибо Вам большое, — сказала я, протянув бумажного журавлика по окончании интервью.
— Можно обняться?

Это только начало

Объятия завершили моё интервью. Они даже стали символом того, что теперь я ближе к миру инклюзий, к его понимаю. Но нельзя останавливаться, ведь на себе ощутила границу, построенную из стереотипов, предрассудков и страхов. Я знала несколько слов на РЖЯ, знала дактиль*, но не сказала жестами даже «Спасибо». Это не грубость и не эгоизм, а небольшое волнение. Такое чувство возникает, когда ты говоришь с иностранцем на его языке, который хоть немного знаешь, но боишься допустить глупую ошибку или перепутать самое простое слово. Конечно, я была в себе разочарована, даже на себя зла, но это дало мотивацию рассказывать о необходимости стирать границы между нами и теми удивительными людьми. И каждый день я знакомлю своё окружение, одного человека за другим, с базовыми фразами на жестовом языке. Например, «Здравствуйте», «Добрый день», «Извините».

Помашите рукой этому открытому и свободному миру инклюзий, говоря: «Привет». А теперь сожмите руку в кулак, прикоснитесь внутренней стороной ко лбу, после к подбородку, не забывая артикулировать и произносить такое важное слово: «Спасибо».

Примечания

РЖЯ* - Русский жестовый язык
Да́ктиль* - жестовая азбука; каждой букве соответствует отдельный жест

 
Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях