19 мая исполнился 100-летний юбилей со дня создания Всесоюзной пионерской организации. А вы знали, что в рядах пионеров побывало 210 миллионов человек? А вы знали, что пионерия воспитывала патриотов и порядочных граждан, ведущих здоровый образ жизни? А вы знали,что есть в нашей стране люди, воспитанные пионерией? Одной из них является заместитель директора по воспитательной работе СОШ 107 Оксана Васильевна Ялакаева.
19 мая исполнился 100-летний юбилей со дня создания Всесоюзной пионерской организации. А вы знали, что в рядах пионеров побывало 210 миллионов человек? А вы знали, что пионерия воспитывала патриотов и порядочных граждан, ведущих здоровый образ жизни? А вы знали,что есть в нашей стране люди, воспитанные пионерией? Одной из них является заместитель директора по воспитательной работе СОШ 107 Оксана Васильевна Ялакаева.
- Оксана Васильевна, вы помните тот день, когда вас принимали в пионеры?
-Да, конечно, я помню. Меня принимали в пионеры в 10 лет. К этому важному и волнительному дню я и все октябрята тщательно готовились. Пионервожатые каждую неделю собирали нас вместе и учили всему, что положено знать пионеру, всем законам пионерии. Конечно, мы выучили наизусть клятву и тренировались, как правильно завязывать галстук. Это тоже было особое искусство. Не всем это сразу удавалось, особенно мальчикам. Это потом каждый должен был пройти так называемый тест или экзамен, на котором нам называли вопросы, например о том, какие обязанности у пионеров, как беречь пионерский галстук, как себя вести в обществе.
День, когда нас принимали в пионеры, был очень торжественный. Мы очень радовались и гордились, что поднимаемся на новую ступень жизни и будем достойно нести это звание "пионер". В тот день все были нарядные. Мы, девочки, были в школьных платьях с белыми манжетами и воротничками, в белых праздничных фартуках, с белыми бантами на голове. На мальчиках были белые рубашки и синие школьные брюки. И, конечно, каждый нес в руках драгоценный алый галстук, идеально выглаженный без единой складочки. На линейке каждый октябренок произнес пионерскую клятву, после которой ребята-комсомольцы повязали нам галстуки. Этот момент незабываем и дорог. Те ребята, которых не приняли в пионеры, очень переживали и грустили. Но впоследствии они исправили свое поведение, подтянулись в учебе, и были приняты в ряды пионеров.
- Да, быть принятым в пионеры - знаменательное событие в жизни каждого школьника советского времени. Оксана Васильевна, расскажите, как проходила ваша пионерская жизнь, чем вы занимались?
-Моя пионерская жизнь проходила очень интересно. Она была наполнена веселыми и приятными днями. Сначала я расскажу про нашу активную школьную жизнь. У нас было так заведено, что в классе у каждого ученика была своя должность. Кто-то был командиром класса, кто-то ответственный за культуру, кто-то за спорт, кто-то за дежурства и так далее. Когда я стала пионеркой, меня назначили отвечать за политинформацию (политическая информация). Я должна была каждый день перед уроками 10-15 минут рассказывать или читать газеты одноклассникам о том, что происходит в нашей стране и во всем мире. Это было очень важно. По правде говоря, во время этих "политминуток" я представляла себя журналистом.
Но так как я любила танцевать, рисовать, играть в разные игры, заниматься спортом, я постоянно с другими пионерами участвовала в конкурсах, "веселых стартах", и конечно, в конкурсе стенгазет. Он каждый месяц был посвящен различным праздникам, юбилеям, важным событиям. Для всей этой деятельности у нас в школе была пионерская комната, в которой я постоянно пропадала после уроков. Мы и старшие пионервожатые усердно готовились ко всем предстоящим мероприятиям. Одним из важных дел у нас, как я говорила, было изготовление стенгазет и плакатов: кто рисовал, кто сочинял тексты, а я придумывала и оформляла заголовки к темам. Длинные вывески-плакаты мы оформляли на обоях, принесенных из дома. Этот творческий кружок назывался "редколлегия". И мне всегда хотелось побыстрее сделать домашние уроки и побежать в нашу творческую комнату, чтобы порепетировать номера, попеть и порисовать. Кстати, мы все очень любили петь песни. Будь то конкурс, или поездка куда-либо, с нами - пионерами всегда были песни о Родине, о дружбе, о природе и, непременно, военные песни.
Помню, как-то я пришла в пионерскую комнату днем и пробыла там до темноты. За мной пришел папа. Видит как я черчу какой-то призыв красными красками и говорит : "Я сейчас принесу раскладушку и будешь жить в школе!" С тех пор я живу в школе (смеется).
- А в каких еще мероприятиях участвовали пионеры?
-Пионеры всегда принимали участие в трудовых делах. У нас проходили "тимуровские дни", в которые мы навещали местных дедушек и бабушек - ветеранов Великой Отечественной войны, и помогали им по хозяйству, я ведь жила тогда в поселке . Мы у них в доме мыли окна, подметали пол, двор, выносили мусор, весной помогали вскапывать огород, а осенью убирали урожай. И нам - тимуровцам всегда были рады. Бывало, когда мы к ним приходили, они специально готовили для нас ненужную макулатуру и металлолом. Эти важные материалы несколько раз в учебной четверти мы относили на специальную площадку возле школы. В сборе макулатуры и металлолома обязаны были участвовать все пионеры. Чего мы только не приносили... Несли различные трубы и тяжелые железные сетки от кроватей. Все, что мы приносили, записывали и в конце четверти объявляли, какой класс принес больше, это означало, что он поработал лучше всех.
-Оксана Васильевна, вы рассказали, чем пионеры занимались во время учебного года, а как проходило лето?
-Чаще всего мы ездили в пионерские лагеря по путевкам, которые получали на работе наши родители. Мои родители трудились на ЧТЗ, на котором для детей отдых был организован в лагерях "Солнечная поляна" в Каштакском бору и в лагере "Чайка" на озере Смолино. В пионерском лагере всегда было интересно. Каждое утро мы приходили в нарядной форме с повязанным пионерским галстуком на торжественную линейку: поднимали флаг, пели гимн страны и узнавали о мероприятиях на предстоящий день. Как и сейчас, в то время была насыщенная программа: проводились конкурсы, спортивные соревнования, танцы, а вечером распевали песни у костра.
-А какие еще события из пионерской жизни вы помните?
-Наш класс был очень дружный. Часто мы ходили в походы в лес. Были в Ильменском заповеднике, на Чашковском хребте, на озере Тургояк, на Каменной реке. Это было здорово! Походы нас делали организованными и сплоченными. И поэтому, мы до сих пор поддерживаем общение друг с другом спустя 30 лет.
А еще весной у нас в школе проходила военно-патриотическая игра «Зарница». В этой игре соревновались между собой классы школы, каждый из которых должен был проявить себя как сильнейшая команда, как военный отряд, готовый ко всем испытаниям. Заданий было много. Надо было пройти большую полосу препятствий за ограниченное время. И надо было не только бежать, отжиматься, перепрыгивать и проползать преграды, преодолевать дистанцию в противогазе, перевязывать «раненых в бою» и ставить палатку. Но надо было метко стрелять в мишень из спортивной винтовки, которую каждый участник получал на старте и не расставался до окончания «Зарницы». При выполнении заданий мы следовали по маршруту, выполняя необходимые задания. Целью игры было быстрее всех отрядов добежать до штаба противника и захватить знамя школы. Победителю вручался сладкий пирог. Штабы располагались в тополиной роще, недалеко от Первого озера, где сейчас находится школа 59.
Наш класс в одной из «Зарниц» занял первое место, и радость той победы, конечно, незабываема!
-Оксана Васильевна, расскажите, что для вас значило быть пионером?
-Еще до того, как мы вступили в ряды пионерской организации, мы понимали, что стать пионером - это достойная награда. Было очень стыдно не стать пионером. И поэтому мы старались быть прилежными в учебе и в поведении, во всем брать пример со старших школьников - пионеров, мы хотели быть первыми во всем: в учебе, в труде, в спорте. Для нас быть пионером значило быть достойным гражданином своей страны, который стремиться к добрым и честным делам, готовится стать взрослым человеком.
- А помогли вам в дальнейшей жизни пионерские принципы?
-Да, конечно, помогли! Именно в пионерском возрасте у нас вырабатывались такие качества как, трудолюбие, уважение к старшим, честность, целеустремленность, дружба и коллективность, патриотизм и гордость за нашу страну. Благодаря пионерии мы научились быть самостоятельными и ответственными людьми. Ну и, конечно, мы выучили много песен, распевая их у пионерского костра! (улыбается).
-Оксана Васильевна, и последний вопрос, а вы хотели бы, чтобы пионерия возродилась вновь в нашей стране?
-Когда отменили пионерию, это было неожиданно для нас и очень грустно. Мы думали это временно... Да, мне хотелось бы, чтобы пионерия, или организация, похожая на нее, снова появилась в жизни каждого школьника, и оказала позитивное влияние на ребят, сделав их добрее, дисциплинированнее, ответственнее за свои поступки, более заботливыми и внимательными к окружающим. Конечно, сейчас появилось РДШ (Российское движение школьников), которое перенимает часть пионерских традиций, и проводит мероприятия по развитию творческих и организаторских способностей у подростков, которые по своему желанию могут вступить туда. Но хотелось бы создания единой детской организации, которая бы объединила всех школьников нашей страны.