Темная ночь опустилась на землю. Холодный ветер дует на ребят, но никто не обращает на это внимание. На фестивальной эстраде ВДЦ "Орлёнка" идёт показ «Календаря ма(й)я». В конце фильма все молчат и лишь через несколько секунд, поднявшись на ноги, встречают бурными аплодисментами сценариста и режиссера – Викторию Фанасютину. Яркие овации длятся ещё пять минут, юные орлята не жалеют своих ладоней. Я подхожу близко к сцене, чтобы увидеть режиссёра вблизи и задаю вопрос. За мной уже очередь…
Виктория Владимировна находится на "Бумеранге" второй раз. В этом году она консультирует юных кинематографистов, помогает им подготовиться к питчингу, который прошел в сентябре. Она проверяет работы ребят, а в конце консультаций даёт советы, которые очень сильно помогают юным дарованиям. Я сразу поняла, что с Викторией Владимировной получится хорошая беседа. На следующее утро мы начали свой разговор.
- Когда вы были в нашем возрасте насколько серьёзно задумывались о будущем и что делали ради него?
- Юной я хотела поступать на актёрский. Мне ужасно хотелось работать в киноиндустрии. В моем детстве был культ кино. После школы в пятницу мы ходили в кинотеатр, для меня это было главным событием недели. Худшим наказанием было не пойти в кино и пропустить премьеру фильма. Открытки с актерами можно было купить в киосках Союзпечати и у каждой девчонки была своя коллекция. Если бы были открытки с режиссёрами, то я бы сразу же поступала на режиссерский (смеётся). Вообще мне тогда казалось, что режиссёр - это обязательно строгий усатый дяденька, который держит в страхе съёмочную группу.
- С чего вы началась ваша профессиональная жизнь?
- Я жила в своём мире, училась в хореографическом училище и путь в актёры складывался, как мне тогда казалось, удачно. Я поступала в ГИТИС, но провалилась, как и сотни других, на последнем туре. Сейчас я благодарна судьбе. Не поступила, значит, так надо было. Родители отправили меня в педагогический институт. Это было последнее место, где я хотела учится. Я не хотела работать с детьми, потому что сама была ребёнком и мечтала об экранной, интересной, яркой жизни. После педагогического университета я поступила на психологический факультет МГУ. Как сказал мой преподаватель: "За вторым образованием не приходят на психфак те, у кого все в порядке." (смеётся). Наверное, он был в чём-то прав. Мне хотелось разобраться в себе и в жизни. Этот факультет дал мне большой опыт. После этого я выучила иностранный язык и закончила курсы переводчиков. Мне все пригодилось, ведь ничего не бывает зря. Так факультет журналистики в моей жизни появился совершенно случайно - мне нужно было помогать мужу со статьями для его работы, но начав писать, я уже не могла остановиться и маленькие статьи переросли в сценарии.
- Какое решение стало поворотным в вашей жизни?
Когда я училась на режиссерском на Высших Курсах Сценаристов и Режиссеров, подвернулась возможность летом поехать поучиться в режиссуре и сценарному в Нью-Йорк Фильм Академию и упустить такой шанс, я, конечно, не могла. Мне было очень интересно, какой там учебный процесс. И, к моему удивлению, обучение операторскому мастерству там начиналось с разбора фильма "Я - Куба". Представляете? На первом занятии они изучают мастерство нашего великого советского оператора! Я была неимоверно горда. (улыбается) А занятие по сценарному началось с разбора комедии положений – и опять это был наш советский фильм "Ирония судьбы". Да, там было много нагрузки и практики, но первое ощущение того, что система Голливуда во многом строится, базируясь на нашей кинематографической школе, опыте наших мастеров дало мне какую-то силу и свободу.
- Как менялось ваше отношение к кинематографу в процессе взросления?
- Когда ты ребёнок, ты смотришь мультики. Когда мама в декрете, то с ребёнком тоже смотришь мультики (смеётся). И получается какой-то день сурка. Отношение не особенно-то и менялось, я кинематограф любила и люблю. Жизнь идет, появляется новый жизненный и профессиональный опыт, конечно, меняется и список любимых фильмов, и они в самых разных жанрах.
- Можете ли вы рассказать о вашем новом проекте "Календарь ма(й)я"? Как так случилось, что детский фильм уже месяц находится в лидерах проката?
- Этот фильм кажется детским, взрослые найдут в нем много интересного и для себя. Все когда-нибудь задаются вопросом "Зачем я натворил это?" В этом фильме поднято много и других вопросов, и очень важные темы – диалог поколений и вообще диалог. Герои фильма, проходя свой путь, учатся слышать друг друга, прощать и быть добрей к тем, кто рядом. На мой взгляд, там есть и интересная эмоциональная мозаика - мистика, драма, комедия и любовь. И, конечно, свет в конце тоннеля.
- Ваш прошлый проект "Солдатик" показывали в ВДЦ "Орлёнок" в 2019 году. Он был лидером по продолжительности в прокате в 2019, что вы можете сказать о нем?
- Этот фильм про шестилетнего мальчика, самого маленького героя Великой Отечественной Войны. У него не было настоящего оружия, но за его сложный фронтовой путь, он был награжден медалью за боевые заслуги. Это красивая история, и это ни в коем случае не поэтизация войны. Это, скорее, поэтизация русской души, когда несмотря на тот ужас, который происходил тогда, всегда находилось место доброте и милосердию. Солдаты, общаясь с ребенком, как будто сами отогревались душой. Общение, работа с детьми определенно делают взрослых людей, которые закопались в своих важных делах, терпимее, лучше и даже веселей. Как тут не вспомнить Александра Сергеевича: «И дух смирения, терпения, любви и целомудрия мне в сердце оживи..»
Комнату озарил солнечный свет. Интервью закончено. Я благодарю Викторию Владимировну за душевную беседу и с искренней улыбкой выхожу из комнаты. Вот и исполнилась мечта орлёнка - завершилось первое интервью с крутым режиссером, которое мне мог подарить только "Бумеранг".