Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

65 лет спустя

Кыштым-57... Трагическая страница нашей истории.

На выезде из Кыштыма в Озёрск слева у дороги установлена стела – в память о пострадавших при аварии на химкомбинате «Маяк» в сентябре 1957 года. Она была установлена в 2007 году, через 50 лет после аварии, в которой так или иначе пострадали 250 тысяч ликвидаторов.

Я узнал про стелу и те события, когда был на экскурсии. Эта тема заинтересовала меня. Я посмотрел художественные фильмы «Чернобыль» и «Бомба», документальные фильмы и материалы в интернете. 29 сентября мне довелось побывать на встрече в Кыштыме, посвящённой 65-летию ядерной катастрофы на комбинате «Маяк». Узнал, что на сегодняшний день в Кыштыме проживают 147 пострадавших при аварии 1957 года, а всего в ликвидации её последствий участвовало более двухсот кыштымцев – в основном, водители, вывозившие заражённый грунт с территории «сороковки». Я поговорил с Зоей Владимировной Щукиной – участницей тех событий.

 

– Зоя Владимировна, расскажите, как вы оказались среди ликвидаторов Кыштымской аварии и как именно вы участвовали в ликвидации её последствий?

– Я жила в Каслях, работала дорожным мастером на территории от Тюбука до ……….. Она попала в зону заражения. Когда всё это началось, мне пришлось участвовать в переселении людей с заражённой территории, перевозить их с имуществом в более безопасные районы. Кроме того, мы отсыпали дороги, перепахивали землю вдоль дорог, углубляли кюветы, чтобы люди не могли съезжать с дороги в поле или в лес.

– А вы знали и понимали, что произошло на «Маяке»?

– Мы ничего толком не знали и не понимали. Нам казалось, что ничего страшного не произошло. Вода была как вода, воздух как воздух, земля как земля. Приезжали из «сороковки» какие-то специалисты, делали заборы земли, воды, воздуха. Нам никто ничего не объяснял.

– Сколько вам было тогда лет?

– Мне в ту пору было 19 лет.

– И сколько времени вы проработали на заражённой территории?

– Два с половиной года. Затем меня перевели из Каслей в Кыштым, и я продолжала работать дорожным мастером на участке от Кыштыма до Карабаша.

– Как сложилась ваша трудовая деятельность дальше?

– С 1963 по 1977 год работала в городском коммунальном хозяйстве, затем перешла в ремонтно-строительное управление. Мы ремонтировали жильё, детские сады, школы. В 2005 году, к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне, вышло Постановление Правительства о ремонте квартир и жилых домов ветеранов войны и вдов участников войны. Я тогда была руководителем РСУ, и нами было отремонтировано в общей сложности сто домов и квартир. Надо сказать, что большинство фронтовиков жило в благоустроенных квартирах, а у многих вдов были такие старые избы, что сунешь кулак в стену, и он на улице окажется. Руководителем РСУ я проработала с 2005 по 2012 год. А общий трудовой стаж у меня 62 с половиной года. Закончила работать третьего мая 2019 года, когда мне исполнилось 80 лет.

– Зоя Владимировна, есть ли у вас какие-то награды за такой долгий труд, за участие в ликвидации последствий ядерной аварии?

– У меня есть медаль «Ликвидаторам Кыштыма в честь 50-летия ликвидации аварии на ПО «Маяк». Всего 18 медалей было вручено ликвидаторам из Кыштыма. Есть знак «Ударник коммунистического труда», медали «Ветеран труда», «За заслуги перед Кыштымским городским округом», множество почётных грамот, в том числе и от губернатора, Законодательного Собрания области, администрации Кыштымского городского округа, от своего треста и другие. Всегда делала честно свою работу.

– Как вам кажется, та авария отразилась на вашем здоровье?

– Я перенесла две операции по эндопротезированию суставов, два инфаркта, три инсульта, четыре раза болела воспалением лёгких. Наверное, авария на «Маяке» повлияла на моё здоровье.

– У вас есть дети?

– У меня сын 1964 года рождения и дочь 1969-го. Оба работали со мной в РСУ. Сын – прораб, дочь – мастер. Передала им свою любимую работу. Учила их работать так, как работала сама. Моя трудовая деятельность начиналась в послевоенное время. Мы все работали честно, помогали восстанавливать хозяйство, строили мирную жизнь. Сейчас, к сожалению, молодёжь по-другому относится к труду.

– Как вам кажется, что помогло вам выжить и жить дальше в такое трудное время?

– Да, я – ребёнок войны, пережила послевоенные годы, ядерную аварию, тяжёлые 90-е, и сейчас непростое время. Живу, как мне кажется, благодаря тому, что участвовала в ремонте кыштымских храмов. Когда приступили к ремонту церкви Сошествия Святого Духа на Апостолов, там было как после бомбёжки, повреждены полы, стены… Прихожане

приходили и помогали, кто чем мог. Сергей Викторович Дайбов, директор горгаза, помог достать материалы. Мы от РСУ штукатурили, подшивали потолки и выполняли всю другую работу. В Христорождественской церкви ремонтировали фасад и изгородь. Я думаю, что Бог спасает меня за то, что мы делали, ведь многое мы делали бесплатно. Я и сейчас хожу в церковь и благодарю Бога за жизнь.

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях