Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Изучение Ислама в учебных заведениях Троицка

Знаете ли вы, что такое медресе? Это высшее или среднее образовательное духовное религиозное заведение, где студенты изучают основы ислама. Учеником можно стать в любом возрасте, главное – чтобы школа была окончена.

С трепетом в груди группа корреспондентов звонит в дверь троицкого медресе «Расулия». Нас встречает доброжелательный мужчина лет сорока, это директор – Дамир Гиндуллаевич Биткулов.

– Курточку давайте, – с готовностью помогает он нам. – Начнём экскурсию. Здание не очень старое, оно было реконструировано в 2018 году, спустя 99 лет после закрытия в период революции медресе «Расулия» вновь возродилось.  (Названо в честь его основателя, Зайнуллы Расулева, известного мусульманского религиозного деятеля. – Прим. ред.) 

Всего в данный момент обучаются у нас около 220 учеников.

Мы отправляемся вслед за Дамиром Гиндуллаевичем в путь по аккуратному двухэтажному зелёно-синему изнутри и оранжевому снаружи зданию. Останавливаемся у одной из аудиторий, и директор спрашивает невидимого для нас учителя, можно ли зайти на занятие и провести опрос. Входим в помещение и видим в учебном кабинете шакирдов очной группы (студентов медресе), среди которых юноши в тюбетейках, коротеньких жилетках.

Мы предупреждаем, что опрос займёт всего несколько минут и приступаем:

75% учащихся отвечают, что после окончания медресе они будут продолжать учиться в высших религиозных учебных заведениях, а 25% уйдут служить в мечеть.

Выбрать именно это медресе трём четвертям учеников посоветовали друзья или родители, и лишь четверть отвечает, что учатся здесь из-за почитания Зайнуллы Расулева.

75% говорят, что все уроки любят одинаково, а 25% предпочитают фонетику арабского языка.

Шакирды хотели бы добавить в обучение астрономию, физкультуру (я бы тоже так ответил) и технологию. А ученик в возрасте говорит так:

– Предмет, где благодаря старинным книгам объяснялись бы некоторые вещи. К примеру: почему ухудшается память?

Поблагодарив, мы выходим из класса - и директор ведет нас по коридорам медресе:

– Сейчас мы у кабинета девушек, у нас раздельное обучение, но мешать им не будем.

На ходу продолжаем беседу.

– Как распределяются ученики медресе после его окончания?

– Региональное духовное управление мусульман Челябинской области в лице Муфтия Ринат- Хаджи - Хазрата нашего учредителя, занимается распределением.

Так же, при поступлении и заключении договора на образовательные услуги есть отдельный пункт, что выпускники должны отработать минимум три года после окончания обучения.

– Какой предмет, по-вашему, самый важный в медресе?

– Думаю, что «Коран». В исламе есть два основных источника: Кора́н и Хади́с, основны в нашей религии. В Коране находятся все ответы на любые вопросы, это священный источник истины и знаний.

Оба этих писания направлены на то, чтобы сделать человека лучше.

Хадисы, это изречение Пророка Мухаммада мир ему и благословение Всевышнего, в которых даются чёткое руководство для людей, к примеру что наилучшее из Вас те, кто полезен. Или самое малое что мы можем сделать другому человеку, это подарить свою улыбку.

– Кто поддерживает медресе финансово?

– Наш учредитель – уважаемый Муфтий Раев Ринат хазрат. Они помогают с зарплатами и другими сопутствующими вопросами. В основном медресе «Расулия» живёт за счёт добровольных пожертвований физических лиц и юридических лиц. К примеру? группой единомышленников организовали в медресе ежемесячное поощрения шакирдов, в виде специальной стипендии за успехи в учёбе и вне учебной деятельности.

Мы некоммерческая организация, то есть сверху просто так на существование медресе деньги не поступают. Но неравнодушные люди помогают нам чем кто может, за что всем им огромная благодарность, пусть Всевышний будет ими доволен.

– Кто может стать учеником медресе?

– Да хоть вы, – улыбнулся Дамир Гиндуллаевич.  – После школы к нам приходит юноши или девушки, и мы проводим собеседования. Задаём вопросы на знание исламских знаний, их намерения для чего они пришли учиться, собираются ли они после окончания медресе работать по профессии, а далее с коллегами, принимаем решения принимать данного абитуриента или нет. Берём не всех. Если мы видим, что человек очень мало знает, то советуем ему походить на специальные курсы при мечети, где можно получить начальную религиозную базу знаний. Потом, когда ученик приходит после курсов, и мы видим, что знаний стало больше, проводим собеседование и как правило принимаем их.

– Бывают ли нарушения дисциплины? Как вы с этим боретесь?

– Во-первых, мы стараемся, чтобы нарушений не было. Самое первое для студента – посещать уроки, поэтому мы тщательно за этим следим. Если ученик нарушает дисциплину, то… ставим в угол, шучу. Мы с нарушителем проводим воспитательные беседы, наставления.

– Как вы стали директором медресе?

– Тут два момента. Однажды, когда у меня были некоторые трудности на этой должности, я спросил учредителя: «А почему я, а не кто-то другой?» На этот вопрос учредитель мне ответил: «Потому что Всевышний выбрал тебя!» Так что Аллах каждому даёт нам возможность, которой нужно правильно вопользоваться и реализовать возложенное.

Это первый и главный момент.

А второе – это моё образование. Я педагог-психолог по профессии, первое образование. После этого закончил магистратуру по направлению «Психология управления образовательной средой» в 2018 году и как раз в это время открывалось медресе «Расулия». Необходим нужен был руководитель с образованием. Я пришёл на собеседование, и меня взяли.

– А за что вы любите свою работу?

– За то, что это возможность выпала именно мне. За это я благодарен Всевышнему. Работа мне нравится, потому что я могу оставить после себя что-то хорошее и полезное.

– Вы, наверное, бывали в других медресе. А в чём особенность медресе «Расулия»?

–Это одно из немногих медресе, которое даёт среднее профессиональное религиозное образование в нашем регионе. Их по пальцам можно посчитать, если брать Россию. Также мы отличаемся от других заведений историей и географическим положением. Очень близко находимся от захоронения Зайнуллы Расулева. Это настолько значимая фигура, что за время работы кого я только здесь не повстречал: это люди не только с нашего региона, но из всей России, так же приезжают делегации с других стран. Приезжают как высокие чины, так и обычные люди.

– Кстати о могиле…  – начинаю спрашивать я, но застываю от удивления, услышав громкий звук что-то между пожарной тревогой и объявлением диктора в радиорубке, только на каком-то непонятном для меня языке. Продолжается это около пятнадцати секунд.

– А вот это, собственно, звонок с урока, на арабском языке "Восхваление Всевышнего".

Необычно, да? – улыбается Дамир Гиндуллаевич.

– Да … На могиле Зайнуллы Расулева очень много расколов. Я слышал, что люди откалывают камни, чтобы на них снизошла божья благодать. Как вы к этому относитесь?

– Это обычное незнание. Люди приезжают, вывозят землю, откалывают камни. Зачастую они считают, что эти вещи являются «божественным лекарством», не понимая, что можно с помощью молитв "Дуа" чтения Священного Корана обратиться ко Всевышнему и ждать помощи. Из-за таких людей на могиле одно время стояла решётка.

– Каких выпускников вы стараетесь воспитать?

– Любящих. Чтобы они любили и ценили своих учеников, родственников, друзей, людей. Чтобы первые спрашивали о состоянии здоровья и необходимой помощи, чтобы сами делали первые шаги.

– Какие у вас планы по развитию учебного заведения?

–  Пойдёмте, сейчас всё покажу.

Вскоре мы оказываемся на пожарной лестнице и видим «зашкольную» территорию.

– Смотрите. У нас нет ни мечети, ни общежития. Многие ученики хотят к нам поступить, но места в учебном здании заканчиваются. Видите те два здания? – Дамир Гиндуллаевич показывает на заброшенные двухэтажные дома. В планах – передача этих зданий медресе и их реконструкция.

 А вот здесь, – указывая на территорию медресе, находится старинная первая каменная мечеть г.Троицка построенная в 1828 году, сейчас она частично разрушена, но планируется реконструкция этой мечети. Так что, дай Бог, будем расширяться.

– Вы у нас, кстати, первое школьное СМИ, в конце встречи прощаясь добавил Дамир Гиндуллаевич, что-то протягивая нам. Это оказывается брошюра буклеты: «Объявление набор на новый учебный год». – На всякий случай, – улыбается он.

  1. S. Кому интересно почитать правила приема в медресе «Расулия», обращайтесь в нашу редакцию.
Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях