Прямой репортаж из Свято-Казанского монастыря недалеко от площади Неплюева. Мы (челябинские корреспонденты “Переменки” - Соня, Лиза и Яна) спешим на занятие в воскресную школу, работающей при храме и обучающей детей основам православия.
Все имена изменены
12:31. Встречаем белые скромные башни монастыря, с благоговением и робостью ходим по территории и пугаемся лающей собаки, живущей в будке у входа в святилище. Наше внимание привлекает сидящая на скамейке черноволосая девочка, забавно болтающая ногами. Замечая нас, она подскакивает и выходит вперед «процессии», чтобы указать дорогу в школу.
Нежно-розовые стены, слабое освещение, тёмная мебель. За главным столом в полностью закрытой черной одежде сидит сестра Анна и улыбается нам, а за партами две ученицы возраста начальной школы, которые тут же оборачиваются и спрашивают: «А вы кто?»
Полина (наша проводница) пробегает вперёд и смело садится на стул, подгибая под себя ноги. Мы тоже занимаем места. Сестра Анна учтиво интересуется, ели ли мы и хотим ли, но мы с благодарностью отказываемся. В этот момент в класс заходит еще один ученик – Ваня, с виду тихий и серьезный мальчик лет девяти, – и располагается передо мной. Когда все за партами, Анна продолжает урок:
– А как нужно молиться: всегда по книгам или своими словами?
– Своими словами! – ответ в классе.
– Правильно. Молитва должна идти от сердца. Но всегда ли мы должны просить помощи у Бога?
– Нет, – тихо отвечает малышка Маша, сидя за столом с сестрой Анной и обхватывая ее руку. Она аккуратно перебирает чётки, надетые на запястье преподавательницы.
– Почему, Марусь?
Маша неловко молчит.
– Потому что Бог не решает все проблемы за самих людей, – заканчивает сестра Анна.
За обсуждением занятие подходит к концу, и я интересуюсь у учительницы:
– Что самое важное в преподавании в воскресной школе?
– Научить детей добру, научить их отличать хорошее от плохого. Мы на занятиях всегда этим и занимаемся.
– Чему Вы учитесь сами, пока преподаете?
– Учусь тому, что нужно всегда иметь жизнерадостное детское сердце, чистую любовь, которая есть в детях…
– Можете поделиться какими-то запоминающимися и светлыми историями?
– Все наши уроки похожи, но мы пытаемся разобрать материал на реальном опыте. Это делает детей радостными - для меня такие моменты и становятся самыми светлыми.
– Что для Вас чудо Троицка?
– Для меня это монастырь. Свято-Казанский женский монастырь является жемчужиной Троицка, не каждый город может себе позволить монастырь в наши дни. Особенно с хором, певчими… Вы сегодня не успели его услышать. Может, когда вырастете и приедете, услышите и сами убедитесь.
После мы переходим в кабинет рисования, обставленный книгами и детскими картинами, и незаметно присоединяемся к уроку. Встречают нас уже другой учитель, женщина с короткими светлыми волосами и сосредоточенным взглядом, и все те же ребята. Они рисуют кистями пятна на стекле, а после прикладывают бумагу, получая волшебные очертания пейзажей. Мы с Лизой решаем тоже создать свой шедевр, но выходит совсем не в той технике, которую показали…
– Вы забыли кисточки об мыло потереть, – замечает Маша. Мы с Лизой смеёмся, но все равно с гордостью подписываем наш «бурый лес» и фотографируемся, а после просим нескольких детей рассказать о впечатлениях. В ходе разговора я узнаю, что Полина немного нервничала во время первых уроков, а вот Ване все давалось несложно и без волнений. Основная причина, по которой дети стали посещать воскресную школу - уроки рисования:
– Мой папа ходил в храм и рассказал мне, что у нас есть воскресная школа в городе, что тут рисуют. А я очень люблю рисовать! (Полина, 10 лет)
– Мне нравится рисовать. Понравился недавний урок про пуантилизм.
– Про что, ещё раз?
– Пуантилизм. Рисование точками. (Ваня, 9 лет)
13:57. Мы прощаемся с детьми и выбегаем на улицу: я бережно несу в руках созданный нами рисунок, фотограф Яна быстро пролистывает получившиеся кадры, а Лиза аккуратно снимает платок. Мы с улыбкой покидаем Свято-Казанский женский монастырь, и я думаю о том, что не зря присоединилась к группе “Религия” в этой поездке: это посещение оставило мне не только теплые воспоминания, но и показало, как человеку неверующему, религиозную культуру и искреннюю любовь к Богу и его морали.