Кто такой учитель? Педагог? Какую роль они выполняют? Недавно от своего учителя я услышала такую фразу «Работа учителя очень трудна, 3 человека плюнут в спину, а 1 скажет спасибо, и ради этого слова педагог продолжает работать по своей специализации». Вроде в этой фразе сперва ничего не замечаешь, но когда начинаешь размышлять на тему профессии учителя, то понимаешь, какая это энергозатратная работа.
Человек, как разумное существо, не может не задумываться над вопросами своего предназначения в жизни и смысла самой жизни. Для чего прилагать лишние усилия, для чего стремиться к совершенству, ведь конец один – смерть. Эти размышления волновали людей на протяжении всего существования человечества, каждое новое поколение стремится найти смысл в этом несовершенном мире, преодолевая пессимизм и равнодушие.
Дело в том, что человеку крайне необходимо постоянно самореализовываться, иными словами, развивать собственные качества, постоянно самосовершенствоваться. У одних эта потребность выражена сильнее, у других – слабее, но существует она у всех. Иногда люди просто напросто не способны справляться самостоятельно со своим самосовершенствованием, им необходим помощник. Также, в жизни каждого гражданина наступает момент, когда должна начинаться учебная деятельность. Говоря о школе, хочу затронуть тему моего эссе «Учитель с большой буквы». Кто такой учитель? Педагог? Какую роль они выполняют? Недавно от своего учителя я услышала такую фразу «Работа учителя очень трудна, 3 человека плюнут в спину, а 1 скажет спасибо, и ради этого слова педагог продолжает работать по своей специализации». Вроде в этой фразе сперва ничего не замечаешь, но когда начинаешь размышлять на тему профессии учителя, то понимаешь, какая это энергозатратная работа.
В новом учебном году наша школа стала лучше некоторых образовательных учреждений Челябинской области. Был сделан капитальный ремонт, который кардинально поменял ее облик. Ввелась новая программа обучения. Некоторые учебники поменялись. Открылся спортивный клуб. Классы были отремонтированы до неузнаваемости, ученики больше не сидят в одном кабинете, это очень радует. В душе бушует гордость за школу.
Думая, как сделать эту работу полноценной, чтобы в ней уместилось главные качества и труды учителя, я стала размышлять о знаниях, которые нам дают в школе. Сразу же мне в голову пришла мысль, чтобы взять за основу фундаментальное учение, которое нам дают в начальной школе. Я решила, что начну изучать работу учителей начальных классов, так как самые базовые вещи и знания закладывают в детях именно они.
Люди в большинстве случаев действуют друг на друга неосознанно. Но! Если человек знает основные психические механизмы, если он приучил себя действовать сознательно, то он может управлять «рядовыми необученными».
Ради моей работы я решила спросить учеников среднего звена о том, как они понимают фразу «Учитель с большой буквы».
«Я думаю, что учитель с большой буквы - это человек, который в течение какого-то времени обучает тебя разным наукам. Я представляю его себе так: человек, который хорошо объясняет материал по своему предмету, выбирает интересный формат преподавания, чтобы всем было интересно на его уроке. Он должен хорошо знать предмет, который преподает, а также уметь объяснять и ответить на каждый из вопросов учащихся, даже если он не по теме», – пишет ученица 6 класса Еремина Ксения.
«Я думаю, что каждый учитель имеет право на то, чтобы его называли “ учитель с большой буквы”. Я представляю его уважаемым и хорошим преподавателем. Он должен обладать великолепным знанием своего предмета. Я считаю, что каждый учитель достоин уважения ученика, хотя-бы за то, что он старше учеников», – пишет ученица 8 класса Булатова Софья.
«Для меня "учитель с большой буквы" тот учитель, который объясняет тему, не терпит плохого отношения к себе, когда заставляет сделать тишину в классе. Делал так, чтобы у класса была мотивация учить его предмет», – пишет ученица 5 класса Чертина Ирина.
«Для меня учитель с большой буквы - это, прежде всего, тот, кто уважает и себя, и своих учеников. Тот, кто любит свое дело, вкладывает всю свою душу в работу. Для такого учителя - это не просто работа, на которую он обязан ходить каждый день, а то, от чего он получает удовольствие. Учителя, при этом, должны быть очень терпеливы и трудолюбивы. Ведь работа с детьми - это огромнейший труд. Каждого учителя я вижу очень внимательным к ученикам. У меня учитель ассоциируется с такими словами, как трудолюбие, упорство, находчивость, помощь», – пишет ученица 8 класса Шалдина Дарья.
«Учителем с большой буквы называют того, учителя, который не кричит, а понимает детей. Он добрый, отзывчивый, возможно, не задаёт много домашних заданий. Самое главное он готов на все ради детей, пожертвовав своей жизнью, если нужно», – пишет ученица 7 класса Николаева Анастасия.
Так отвечали ученики не только моей школы. Каждый человек по-разному ответил на поставленные мною вопросы. В этом и заключается задача педагога начальных классов – показать маленьким людям, что они тоже достойны своего мнения.
Ребята заключают свои домыслы в результате столкнувшихся проблем.
Проблема первая. Учитель преподносит учебный материал без интереса к своему делу, так детям, особенно начальных классов освоить материал намного сложнее.
Проблема вторая. К ребенку, отстающему по учебе или не желающему заниматься, учитель должен искать индивидуальный подход, возможно, у этого ребенка есть скрытые способности или он просто запуган проблемами.
Проблема третья. Не все учителя имеют знании психологии, в наше время это очень важно, так как каждый ребенок нуждается в поддержке от своего наставника.
Проблема четвертая. Из-за некоторых ситуаций у ребенка может отняться желание учиться на определенном предмете, учителю необходимо давать ему каждый раз мотивацию.
Каждый из опрошенных представляет учителя, как пример подражания. Особенно хочу заметить, что у любимого педагога дети могут перенимать его же привычки, манеру речи. Поэтому очень важно педагогу оставаться не только человеком с честью, но и помнить, что он для кого-то является примером.
Хочу добавить небольшой отрывок из книги о педагогической коррекции.
«Говоря о процессе воспитания, мы имеем в виду три способа воспитания: подражание, внушение и обучение.
Благодаря подражанию, маленький человек выучивается простейшим действиям: кушать, произносить первые слова и т. п. Подражание особенно актуально в раннем детстве. Также подражание сохраняется во взрослой жизни, но не играет существенной роли.
Внушение - это средство вести человека по жизни, и нужно оно, пока он сам еще не научился ориентироваться в ней, самостоятельно двигаться, нужно для того, чтобы он двигался в правильном направлении, не «сбился с пути»». Человек тем более внушаем, чем менее развиты у него сознательные силы, следовательно, чем он моложе. Ребенок - особенно внушаемое существо. С помощью внушения мы можем сделать ребенка таким, каким он должен быть, пока он еще не умеет «сам себя делать», понимать и контролировать себя. И важно, чтобы внушение опиралось на положительный потенциал, заложенный в ребенке, на его стремление быть хорошим. Особенно важно своевременно начать внушать ребенку, что он взрослеет, а следовательно, становится сильнее, ответственнее, умнее и т. п.
А вот третий способ воспитания - обучение - полноценное усвоение знаний возможно только тогда, когда у учащихся сформирована потребность в них и они проявляют активность в овладении этими знаниями.
И действительно, на учителя в нашем обществе возлагается серьезная и сложная задача: вырастить из ребенка настоящего человека. Но кто же закладывает в детях первоначальный характер и мотивацию к учебе?
Конечно, не буду отрицать, что это в первую очередь – родители. Первоначальную основу поведения ребенку закладывают именно они. Учителя лишь смогут её корректировать. И все же, для меня родители – это светлый луч солнца сквозь темные дождевые облака.
Во вторую очередь, как я уже сказала, «второй мамой» становятся учителя начальных классов. Почему? Главным качеством учителя начальной школы – гуманность, щедрость души и искренность в отношениях с ребенком. А главное дело учителя – обучать и воспитывать, целенаправленно влияя на ребенка, развивая богатство его души, формируя его. Каждый ребенок от природы талантлив, и первоочередной задачей учителя является помочь раскрыть талант.
Так как педагог начальных классов очень многое значит для будущего детей, я решила взять мини-интервью у учителей начальной школы. Чтобы сделать реальные выводы моего интервью, мне пришла идея опросить молодых педагогов и учителей со стажем. Одно интервью будет для молодого и много лет работающего педагога. Сделала я так, чтобы можно было сравнить, что было раньше и что существует в наше время. Второе интервью с абсолютно другими вопросами будет посвящено учителю с большим стажем работы, третье интервью также с другими вопросами я взяла у молодого преподавателя.
Интервью взято у учителя 4А класса Маричевой Светланы Анатольевны:
- Светлана Анатольевна, сколько лет вы работаете преподавателем?
Начала я работать в 1986 году, и вот уже 36 лет работаю в нашей школе.
- Считаете ли вы, что учитель должен обладать знаниями психологии столько же, сколько и знаниями своего дела?
Психология, как и любая наука, очень динамична, постоянно развивается и совершенствуется, позволяет учителю понимать изменения, которые происходят в обществе и у современных детей. Но без базовых знаний нельзя понять современные изменения в любом виде деятельности.
- Какой самый важный совет, который вы хотели бы дать родителям ребёнка начальных классов?
Детство для ребенка – это чувство защищенности, тепла, уюта и время для развития. И всё это могут создать только родители, только от них зависит, будет ли ребенок успешен в школе.
- Что вы думаете о сегодняшнем государственном образовании? В чем его сложность или проблема?
Вот сколько лет работаю, столько лет образование изменяется, так как меняется действительность, окружающая нас. Но неизменным остаётся и должно оставаться только одно - авторитетное, доброе слово учителя.
- Трудно ли объяснять детям учебный материал?
Совершенно нет, если владеешь базовыми знаниями и современными технологиями.
Интервью взято у учителя 3В класса Тумаровой Вероники Сергеевны:
- Вероника Сергеевна, сколько лет вы работаете преподавателем?
Я работаю в школе 3-ий год.
- Считаете ли вы, что учитель должен обладать знаниями психологии столько же, сколько и знаниями своего дела?
Да, я считаю, что это так, потому что каждому ребенку нужен индивидуальный подход, у каждого бывают свои проблемы, свои недостатки, то есть каждому нужна помощь. Кому-то тяжело на душе, к каждому нужно подойти, помочь, я считаю что учитель должен обладать знаниями психологии, эти знания пригодятся в любой ситуации.
- Какие методы вы применяете, чтобы мотивировать учиться трудного ребенка?
Скорее всего игровые методы, например, провести урок в виде игры, провести для него викторину, провести какие-либо соревновательные моменты. Делается это для того, чтобы его заинтересовать.
- Какой самый важный совет, вам хочется дать родителям ребенка начальной школы?
Больше слушать своего ребенка, вникать в его проблемы, быть с ним на одной волне, уделять больше времени и внимания.
- Что вы думаете о сегодняшнем государственном образовании? В чем его сложность или проблема?
Конечно, сложный вопрос, но я считаю, к примеру, в нашей школе очень хорошие программы обучения, потому что они простые, более упрощенные, чем в других школах. Я была на практике в других образовательных учреждениях и там была более сложная программа обучения, она усваивалась детям намного тяжелее. Если говорить в общем, то я считаю, что сейчас у нас в стране неплохое образование.
Когда был пробный период изучения учебного материала по программе «Перспективная начальная школа», она была очень тяжелой, сейчас же мы вернулись к «Школе России». С этой программой детям намного легче усваивать знания.
- Трудно ли объяснять детям учебный материал?
Нет, с этим проблем не бывает, все хорошо.
Для начала сразу сравню два интервью с одинаковыми вопросами, но заметьте! С разными ответами. Несмотря на стаж работы, каждый из этих прекрасных педагогов говорит нам, что психология очень важна при работе с детьми. Для выяснения полной картины личности ребенка есть специальный способ, который называется «педографический метод».
Педографический метод, преследующий аналогичные задачи, отличается тем, что он изучает личность. И параллельно организует план воспитания и обучения ее, исследует исключительную личность и намечает схему ее медико-педагогической коррекции. Метод учит педагога видеть в ребенке различные психофизические проявления, останавливаться на них, заносить их в дневник с подразделением на стимулы и реакции, затем на их основании делать выводы о структуре в целом. Педагог в этом случае сначала анализирует личность ребенка на составляющие элементы, а потом их синтезирует в единое целое.
Свои наблюдения каждый воспитатель ведет не по-своему, а по определенной программе объективного наблюдения поведения ребенка. Это обстоятельство дает возможность использования составленных таким образом характеристик для научных психологических выводов.
Также из этих интервью следует, что родители играют важную роль в жизни ребенка. Как упоминает Светлана Анатольевна «Успеваемость ребенка зависит от родителей». То есть, это значит, что порядок дома, быт, поведение родителей формируют первоначальный характер ребенка, а далее, общество его корректирует под себя и человек становится таким, каким он должен стать. Хочу добавить, что Вероника Сергеевна думает также. Даже есть такая пословица «В семье любовь да совет, так и нужды нет». Скажу, как понимаю ее я. Когда родители понимают, что чувствует ребенок, это значит, что он вырастет настоящим человеком – отзывчивым, добрым, умеющим любить.
Интервью взято у учителя 1А класса Горюновой Натальи Павловны:
-Наталья Павловна, сколько лет вы работаете преподавателем?
Я работаю педагогом 45-ый год
- Какой подход вы используете для детей во время изучения нового материала на уроках? Приведу пример, что это может быть как и в виде игры, так и индивидуальный подход к каждому ребенку.
Сейчас у меня первый класс, поэтому сейчас мы часто проводим объяснение нового материала в виде игры, используем игровой материал. Например, сегодня, на обучении грамоте мы разгадывали ребусы, что детям очень понравилось, мы научились даже как зашифровывать письмо, им очень понравилось. И конечно индивидуальный подход. Если я вижу, что ребенок не понял материал, тогда я объясняю ему лично после уроков. Если же большинство не поняло, то объясняю на уроке. Но пока первый класс, поэтому я не оставляю их после уроков, потому что сейчас их встречают родители. Но если что-то нужно индивидуально объяснить, то обычно мы с родителями согласовываем это, говорю на что нужно обратить внимание.
- Если вы замечаете издевательства над ребенком в классе, как вы справляетесь с ситуацией?
Я обязательно беседую с тем ребенком, которые допускает издевательства над более младшим или же слабым ребенком, сообщаю родителям, провожу беседы с ними. Если же мы не справляемся, идем уже к завучу, если ребенок все-таки не понимает. Также мы проводим такие мероприятия, чтобы сплотить, сдружить детей в классе.
- Что вы думаете о сегодняшнем государственном образовании? В чем его сложность или проблема?
Когда я начинала работать, считаю, что тогда образование было намного лучше, в том плане что, может и не такая была нагрузка на детей. Также очень большая загруженность учителей, нужно участвовать в каких-либо конкурсах, нужно очень много оформлять бумаг, проходить определенные курсы. Очень много таких дел, которые не касаются именно учебной деятельности учителя. Я бы с удовольствием занималась только уроками, готовилась к ним, как это было раньше. А сейчас кроме уроков очень много разных дел. Хочу также сказать, что это относиться больше к молодым педагогам, у кого есть семьи. Меньше остается времени для самой семьи. Проблема также с учебниками, некоторые из которых меня не устраивают. Сравнивая, что было раньше, был материал более легче, изложен понятно, правила были более лаконичны и для детей они были более понятны. Я бы пересмотрела некоторые учебники. Но то, что сейчас идет программа «Школа России» меня устраивает. Очень хороший учебник математики. Когда в прошлом году у меня был другой набор детей, и тогда была программа «Перспективная начальная школа». В этой программе очень мне понравился учебник русского языка и литературы. Очень интересно, более углубленный уровень, но, конечно, подходил не для всех детей. В литературе, которая была в начальных классах чтением, был очень глубокий анализ произведений, впервые в своей работе я встретила анализ картин, что было очень интересно. А так, все хорошо, все замечательно!
Мне было очень интересно слушать, так как я понимала, что этот человек живет своей работой. Работа педагога – она для души, для самого себя. Это очень здорово, когда человек полностью отдается детям! Но, продолжим делать анализ сказанных фраз. Затрону тему коллектива.
Но как же воздействовать на общественное мнение в детском коллективе, как изменять его?
В детском коллективе прямое воздействие на общественное мнение невозможно. Бесполезно взывать к сознанию детей, бесполезно говорить фразы по тип “перестаньте относиться к этой девочке или мальчику так-то”. Поступками детей управляет подсознание, поэтому не имеет смысла взывать к сознательным силам того, у кого их еще нет. Нужно показать детям свои убеждения насчет определенного человека, благодаря подражанию, они будут брать с вас пример.
Следующим идет интервью с учителем 1В класса Антоновой Екатериной Сергеевной.
- Екатерина Сергеевна, сколько лет вы работаете преподавателем?
Преподавателем работаю 4 года.
- Что поможет преподавателю завоевать уважение к себе учащихся?
Уважение к себе завоевывается годами, главное любить детей.
- Как усложнил или упростил вашу работу ФГОС? Как вы думаете, чем заключается его смысл?
ФГОС усложнил только тем, что нужно было писать новые рабочие программы, новый ФГОС направлен на улучшение качества образования.
- Миссия педагога начальной школы – научить ребенка базовым вещам, но как вы думаете, в чем еще заключается его предназначение?
В том, что мы должны научить маленького человека увидеть мир прекрасного, научить состраданию и милосердию, доброте и любви.
Здесь мне очень понравилось то, как описала Екатерина Сергеевна миссию учителя. Я очень рада слышать, когда человек действительно живет своей работой. Здесь же хочу затронуть тему духовности внутреннего мира человека.
Главным в системе человеческих знаний являются знания о человеке, а стержнем знания о человеке является нравственность.
Каковы же основные принципы общечеловеческой нравственности?
- Когда сталкиваются интересы части и целого, следует предпочитать интересы целого интересам части.
- Виновных нет, есть те, кто нуждается в помощи.
- Самое безнравственное - ненависть к другому человеку, какими бы красивыми лозунгами она ни прикрывалась.
- Дети счастливы, если счастливы их отцы и матери; принести в жертву одно поколение - значит автоматически искалечить следующие.
- Ничего, что создано и придумано человеком, не должно подчинять его, но только служить ему.
- Все в обществе для человека. Наоборот, не природа должна служить человеку, но человек природе. Человек - слуга в доме природы.
- Если мы живем в чужом доме, то должны подчиняться законам, установленным его хозяином.
- Граница между добром и адом проходит не между разными людьми, а через каждую человеческую душу.
- Жизнь одного человека - величайшая ценность, данная нам на Земле.
Все эти принципы, хотя они и существуют тысячелетия, до сих пор не соблюдаются. Соблюдаться же они будут тогда, когда люди поймут, почему они истинны, разумны и почему их выгодно соблюдать.
Подводя итог, я хочу вас ознакомить с характеристикой начального образования, опираясь на то, что рассказали мне учителя. Существуют как и положительные, так и негативные качества начальной школы.
Проблема образовательных программ. Об этом говорят не только педагоги начальных классов. Это распространено даже в среднем и старшем звене. Более усложненные учебники должны быть предназначены для учеников лицеев и профессиональных образовательных учреждений. Наша школа является общеобразовательной. В ней учатся, как и понимающие учебный материал дети, так и отстающие от него. Дети, которые слабее, не будут понимать программу усложненных учебников, поэтому им легче развиваться с упрощенным материалом. Для сильных детей, конечно, при резкой смене программы с простой на усложненную, будет сильный скачок в навыках и умениях, первое время будет тяжело сориентироваться, но потом станет намного легче. Они будут больше знать и уметь, что может привести к их личным победам в олимпиадах или отличной сдаче экзаменов, что повысит рейтинг школы. Тем не менее, есть плюсы и свои минусы.
В этой ситуации я бы предложила такую развязку событий: отделила детей на способных и мало способных, то есть, создала такие отдельные классы. Способные будут учиться сильнее других, будут гордостью школы, а мало способные будут идти в своем темпе. Это важно, как для одних, так и для других. Если способности будут меняться как регресс или прогресс, то ученика по своему желанию или же по успеваемости нужно будет перевести в ту или иную группу.
Проблема загрузки учителей и учеников. Здесь также есть, как положительные, так и негативные качества. Хочу начать с того, что участвуя в различных мероприятиях, конкурсах, ребенок развивается, становится способным к таким «соревнованиям». И учитель, выигрывая этот конкурс, получает что-то взамен. Но если посмотреть с другой стороны, то учителя могли бы готовиться только к урокам, что дало бы детям интересный развлекательный учебный материал, который пригодиться в будущем. С этой проблемой у меня всего лишь один вариант как бороться – искать людей, которые действительно горят желанием участвовать в различных мероприятиях. Такие люди точно найдутся, их всегда достаточно.
Проблема: Дети стали более злыми. В этом случае родителям нужно уделять больше времени, поддержки ребенку, не забывать, что мы в ответе за тех, за кого поручились. Изучать психологию, как то или иное действие влияет на малыша. Именно благодаря родителям ребенок строит жизненный путь.
В моем эссе я разобрала образование начальных классов. Почему? Начальная школа очень важна для ребенка: она строит его будущее обучение, мотивацию к ней. Конечно же, огромную роль играют родители и педагоги начальных классов. Именно они закладывают в маленьком человеке всю ту заботу, любовь, знания, которые могут дать. На лице невзначай вырисовывается улыбка, когда вспоминаю свою учительницу начальных классов. В моем представлении «Учитель с большой буквы» сразу возникает образ педагога начальных классов. Заметьте! Такое представление имею я, но в первых листах моего сочинения я предоставила отзывы моих знакомых о том, как они представляют «Учителя с большой буквы». В заключение хочу сказать, что каждый педагог достоин уважения, так как он действительно старается, открывает душу детям. Дарите свою любовь и заботу даже незнакомому малышу, он запомнит это и захочет дарить добро также незнакомым людям! С ним это останется на всю жизнь.
“Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать, прежде всего, себя”
Николай Васильевич Гоголь