Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Синдром отличника: путь к принятию

Школа — это «второй дом», причём со своими правилами и законами. Отличники вынуждены проходить естественный отбор. И не все готовы принять поражение.

Приятно познакомиться, я - отличница

Никто в доме никогда не открывал мой дневник, даже когда он был бумажным. Электронный тем более. Все знали, что там нарисовано всесильной красной ручкой:

«5», «5», «5», «5», «5»...

В восьмом классе я получила свои первые тройки, но они не смогли пошатнуть мои идеальные четвертные оценки. В девятом классе про существование бумажных дневников стали забывать, а электронный стал полем для боя. Чтобы оставаться отличником, пришлось бороться, разрываться. Я была готова сдаться... но в последний момент вытянула физику и закончила, как всегда, как все ожидали. Красный аттестат тогда получили пять человек. Но впереди десятый класс.

Почему я не могу так просто отпустить? Школа и оценки ведь не самое главное. Или нет? Неужели у меня синдром отличника? Ответы я искала среди 87 опрашиваем и у школьного психолога.

 

Оценки - всё или ничто?

Обычные дни. Ноябрь. Голова занята материалом. В результате опроса уже выяснилось, что 15% опрашиваемых - отличники, 78% - самые обычные школьники, 7% - те, чей дневник стал озером для лебедей-двоек. На экране дневник (электронный). Щëлкаю мышкой, перемещаясь по сайту. «Отчёт об успеваемости и посещаемости». Смотрю и вижу:

Я получила свою первую в жизни двойку. По физике.

И тогда я прислушалась к аудиозаписям опроса. Ни один школьник-отличник не сказал то, что говорили ударники и троечники: «Мне нужны знания, а не оценки». Казалось, что меня в ту минуту парализовало.

Целое десятилетие я приходила в свою «СОШ» ради цифр, ради не всегда справедливых оценок. На это психолог Екатерина Викторовна задаёт вопрос: «А зачем тебе высокие оценки?» Перевожу его на школьников.

18% не нужны хорошие оценки; 14% учатся ради родителей. Моё же мнение относится к двум следующим:

· Для 26% хорошие оценки - это естественно. «Я - это я. И как я могу учиться плохо?» В этом случае «4» и «5» - не более, чем приятные бонусы.

· 44% школьников хотят хороший аттестат и считают, что от оценок зависит профессия, будущее.

Исповедь отличника

«Я понимаю, что и без золотой медали всё равно будут высокие шансы поступить на бюджет в лучшие вузы страны, но эта цель слишком высокая и важная. Каждый балл может быть на счету», - говорю я школьному психологу. Екатерина Викторовна разъясняет один из человеческих принципов, что цель важно достигать, но если она недостижима – меняй цель. И это не признак слабости. Ни в коем случае! Просто не всё зависит от нас, а людям с синдромом отличника ещё и кажется, что они делают каждый раз недостаточно, что могут лучше. Но невозможно быть идеальным во всëм и для всех. Нужно разрешить себе быть неидеальным и принять. Принятие - один из путей к свободе от «клетки отличника». Второй, худший - выгорание.

Но я уже задала себе планку... Ниже неё я не опущусь.

Голосовое сообщение Леры

Среди многих ответов особенно отличилось одно голосовое сообщение. Пока все кругом не чувствуют необходимости изучать весь длинный список школьных дисциплин, выпускница «То4ки ЗРения» Валерия Буханова о прошедших одиннадцати классах отзывается так: «Я всегда понимала, что сами оценки мне ничего не дадут, как и цвет аттестата и диплома. Только это не значит, что нужно учиться на минимальный порог до конца учебы, и говорить любимое гуманитариями: «Мне физика в жизни не понадобится». Поверьте – чем больше ваш кругозор, тем шире и больше вы видите вокруг себя. Может быть вам больше не нужно вспоминать формулу Ампера, но во взрослой жизни вы будете решать бытовые вопросы, связанные с электричеством и электронной техникой, и их будет много! Сейчас я заканчиваю университет и ощущаю недостаток школьных знаний, потому что недоучила(и). Поэтому учитесь адаптировать совершенно любые знания под себя, даже если это ненавистная физика в 8 утра».

«Алин, ну у тебя синдром отличника»

«Я загуглила, что такое синдром отличника. Примерно поняла… странно к этому отношусь. Почему всё должно быть хорошо и отлично?» - говорит мне восьмиклассница Анисья.

Выпускница девятого класса Аполлинария о синдроме отличника говорит так: «Это очень не очень. Никому не рекомендую, ведь это страшно. Я пыталась учить всё и сразу. Я боялась что-то не знать, что-то недосказать. Я учила все предметы, независимо от того, нужны они мне или нет. Я учила всё без понимания… я зубрила… и это отвратительное чувство».

Старшеклассница Ксения же рассказывает об ином опыте: «Да, к сожалению, у меня есть такой синдром, но не всегда это можно воспринимать как что-то крайне негативное. Например, благодаря нему я могу перебороть свою лень и сесть заниматься чем-то, что мне необходимо, то есть, становлюсь более ответственной».

«Мне слишком плевать на этот мир, чтобы быть отличницей», - случайная попутчица в поезде.

Что такое синдром отличника знали 76%. Из них 12% избавились от него, а видят это в себе сейчас 14%.

Вот он... Синдром отличника

Синдром отличника начинает захватывать с дошкольного возраста или младшей школы. Родители радуются успехам ребёнка в секциях или в учёбе, как и должно быть, по сути. Ребёнок это воспринимает так, что «если я получу награду, то меня любят». В стремлении получить родительскую любовь нет ничего плохого. Но с каждым годом всё больше ожидания и конкуренция. Старания не всегда приводят к победе, к любимой «5» в дневнике. А самое болезненное, что оценивается людьми не приложение усилий, а результат. Согласитесь!

Вот, какая-нибудь Гермиона Грейнджер отказалась от ужина и легла спать в 03:00, чтобы выучить физику, но на следующий день получила «4» или даже хуже. Конечно, её никто не похвалит, хотя старания того явно заслуживают. И Гермиона не понимает, что нужно любить себя не только когда ты успешен. Она не скажет себе: «У меня были отличные результаты, значит, я способна их достичь вновь. Всё хорошо. Я молодец». А окружающие совсем не подозревают, что сейчас ей нужна поддержка и знак: мы видим твои старания, и, поверь, они не напрасны!

«Проигрыш в том же самом конкурсе сочинений не говорит о том, что ты не умеешь писать сочинения. Плохая оценка не значит, что ты необразованная», - утверждает Екатерина Викторовна. Я понимаю... но мне самой важен результат, а не мои старания. К сожалению или к счастью, старания остаются в тени.

«Но ведь мир не рухнет, если ты проиграешь». Я знаю, знаю. Но все эти оценки и победы - это шаги к целям. Я хочу их достичь, так что планку не опущу. Я могу, но не хочу.

Это навсегда

Синдром отличника - это стремление быть замеченным, лучшим. Таких людей могут хвалить и замечать окружающие, что, конечно, важно, но этого не будет хватать. «Отличник» вечно будет скитаться в поисках признания, не понимая, что единственное признание, в котором он нуждается - это признание самого себя самим собой.

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях