Юлия Александровна Калачёва — преподаватель отделения живописи Кыштымской детской школы искусств. В своё время она сама её окончила, потом был Златоустовский педагогический колледж, а затем — художественно- графический факультет Магнитогорского педагогического университета. Потому что с детства мечтала стать учителем, любила детей. К такому человеку и с вопросами подойти не страшно. Ну, почти… Потому что делаю это в первый раз.
— Юлия Александровна, расскажите, как и где прошло ваше детство? Кем были
ваши родители?
— Родилась я в Кыштыме в 1976 году. Мама и папа были инженерами. Есть брат, моложе
меня на пять лет. Детство было беззаботным: купались, отдыхали, путешествовали. Мы
проживали на Дальней Даче, родители строили дом. Когда я пошла в первый класс, мы
переехали поближе к третьей школе.
— Кем в детстве мечтали стать?
— Честно — учителем. У меня была доска, чёрная, как в классе. Усаживала перед ней
своих кукол, играла с ними в школу. Был журнал, где я вела ведомость успеваемости.
Правда, папа мог вмешаться в процесс — двоечникам пятёрки ставил. Я его ругала: «Кто
залез в журнал? Опять пятёрок наставил тем, кто плохо учится!»
— Вы занимались каким-нибудь спортом? Если да, то каким?
— Вячеслав Тимофеевич Трошин, наш физрук, хотел, чтобы я была спортивной, бросила,
наконец, свою художку… Он, наверное, видел во мне баскетболистку: я высокая, бегала,
прыгала, на турслёты ходила. Занималась спортивным туризмом: мы ставили палатку,
переносили «раненых». Спорт так закалил, что всю жизнь с этим и живу.
— А была у вас в детстве настольная книга?
— Для меня родители выписывали журнал «Юный художник». Читала я его от корки до
корки. Знакомилась с художниками России и не только, узнавала, какие есть
художественные школы и чем отличаются одна от другой. А ещё есть детская книжка
советского писателя Яна Ларри — «Необыкновенные приключения Карика и Вали». Мне
очень нравилось читать о том, как они стали малюсенькими и попали в растительный мир,
а потом возвращались домой. Вот моя любимая детская книга.
— Скажите, вы смогли пронести школьную дружбу через всю жизнь? Сохранилось ли
общение с давними друзьями?
— Конечно, сохранилось. И из класса, и из параллели, и из института. Недавно был вечер
встречи выпускников, со многими одноклассниками увиделась. Считаю, что мои
ровесники — состоявшиеся люди. Кого ни встречу — все энтузиасты, глаза горят,
занимаются любимым делом.
— Совершали ли вы в детстве поступок, за который до сих пор стыдно?
— Да, был такой. Всегда рассказываю тем, кто хочет бросить художку. В седьмом классе
я хотела заниматься спортом и при этом не бросать художественную школу. Но спорт взял
своё! Я сказала родителям, что мой учитель уехал в Ленинград покупать краски, что у нас
нет уроков. И я на две недели бросила художку, с удовольствием ходила в секцию. А
потом мой учитель позвонил маме и спросил: «Почему ваша дочь не ходит на уроки?»
Моя мама, ничего не подозревая, отвечает: «Так нет же уроков. Вы же в командировку
уезжали» Так и раскрылась моя хитрость! С тех пор я родителей никогда не обманывала,
мне было безумно стыдно и дома, и в художке.
— А есть поступок, которым вы гордитесь?
— Из детства не помню. А сейчас… Горжусь своими учениками, радуюсь их успехам,
когда они побеждают в серьёзных конкурсах. Столько усилий они приложили, старались,
и получилось! Горжусь скульптором Владимиром Сырейщиковым, Алексеем Ахминым,
преподавателем кафедры дизайна в Красноярском художественном университете.
Недавно встреча с ними была в Народном доме.
— Чего вы боялись в детстве?
— Я ездила в загородный лагерь «Волна». Там, естественно, страшилки всякие
рассказывали. Боялись мы темноты, что «чёрная перчатка» вылезет или когда в окошко
кто-нибудь постучит… А ещё в детстве мы с подружкой смотрели на поленницу около
нашего дома. Там каким-то определённым образом преломлялся свет и получались
очертания страшного лица. Как мы с ней его боялись! Залезали под кровать, тряслись,
ждали маму с работы… В общем, всё придуманное.
— Что из наказов родителей больше всего пригодилось в жизни?
— Вот сегодня только вспоминала, что «некоторые в своём глазу бревна не видят, а в
чужом соринку заметят»... Родители мне всегда говорили: «У самих полон рот зубов,
нечего указывать другим, как жить и что делать». Нужно приглядываться к своей жизни:
какой пример ты подаёшь детям. Что останется после тебя?
— Интересно. А что вы, как мама студента и школьника, можете сказать о
современной молодёжи?
— Мне кажется, что молодежь сейчас делится на два лагеря. Одни очень шустрые, с
энтузиазмом, им интересно всё, они готовы браться за любые дела, занимаются
волонтёрством — активно живут. А другие более закрытые: ушли в социальные сети,
общаются и живут там, меньше говорят. У меня складывается впечатление, что одни
живут полной жизнью, а другие закрылись от всех и спрятались в себе.
— И всё-таки, почему вы выбрали именно эту профессию?
— Сначала я просто хорошо рисовала. В первом классе у нас был учитель, и он дал совет
моей маме: «У вас дочь интересно видит цвета. Отдайте её в художественную школу.
Пусть развивается». Потом после девятого класса был педколледж худграф с красным
дипломом, а потом родители настояли, чтобы я сразу поступила в университет. После его
окончания пришла в родную художественную школу, только теперь в качестве учителя-
наставника.
— У вас есть любимые художники?
— Восхищают работы художника-портретиста, отличного рисовальщика Валентина
Серова. Илья Репин, Василий Суриков обладали уникальным мастерством в написании
исторических, жанровых картин.
— То есть такое направление, как например абстракционизм, вас не привлекает?
— Нет. Реализм ближе всего.
— А ваши дети унаследовали художественные способности?
— Младший сын в этом учебном году пошёл в первый класс нашей ДШИ… По себе знаю:
если человек занимается своим любимым делом, то он может часами сидеть за работой.
Буду рада, если и он, и мои ученики станут ощущать такую потребность.