Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Юнкоры через призму лет

Мы обращаемся с вопросами по учебе к педагогам, о жизни — к родственникам, а я спрашиваю маму Наталью Вячеславовну Фуникову: «Что написать в номер?» Ведь она начжур (начинающий журналист — прим. автора) прошлого века! Дома всегда занята техника, редактор текстовых документов открыт на минимум двадцать окон, а свет гаснет к двум часам ночи. А как было тридцать лет назад? Чем жили юные газетчики 90-х? Спрошу-ка матушку.

У истоков юнкоровского движения

Был во Дворце пионеров и школьников имени Н. К. Крупской клуб «ПАПИР». Аббревиатура расшифровывалась так: «Подростковое агентство печати и радио». Руководила им в 1990 году журналист, выпускница Томского государственного университета — Валентина Миновна Романенко. На занятиях ребята изучали теорию. Но журналистика, как любое другое ремесло, невозможно освоить без практики.

Тогда и появилась идея создания первой в городе детской газеты. Времена были сложными, денег у Дворца пионеров для печати не было. Искали спонсоров и нашли одну коммерческую фирму, которая согласилась помочь. Первые номера выходили под названием «Периэки», в переводе с греческого «живущие вокруг нас». Редакция состояла из старшеклассников. Занимались газетой и во Дворце, и дома у Валентины Миновны. Чаи пили да придумывали темы, искали героев, распределяли обязанности.

 

Запах свежих газет и трудности печати

Мама в первый год занятий научилась печатать на машинке: чтобы готовить тексты для сдачи в типографию. Закончила курсы машинописи и теперь имеет еще одну профессию. Первые номера газеты печатались в Еманжелинске. Ездили корреспонденты туда на автобусе, отвозили макет, потом приезжали вычитывать сверстанный выпуск. Позже стали заказывать тиражирование в челябинском «Доме печати». Когда газета печатается, ее разрезают, а потом полосы нужно складывать  по порядку, фальцевать. Вручную собирали тираж в 5000 экземпляров.

У «Переменки» все проще. Верстает профессиональный дизайнер Мария Потанина, а потом заказ отправляется в типографию. Как только свежие номера готовы, их привозят в лицей.

 

А где прочесть?

«Баста» распространялась в Челябинске, стоил номер 5 рублей. Газету можно было купить, накопив со школьных обедов. Но где ее взять? Слышишь звуки гармошек и гитары в переходе? Нет, это не уличные музыканты. Это школьники пытаются продать газету, чтобы потом оплатить тираж следующего номера. Бери, не пожалеешь!

Тираж «Переменки» — 300 экземпляров, раздается она в лицее. Сидишь спокойно, вдруг в кабинет забегает ученик, кричит: «Новая „Переменка” вышла!», кладет на первую парту пачку номеров и убегает. Может, нам тоже пора гитару носить?

 

О чем писать?

В «Басте» писали о том, что волновало авторов и их ровесников. Листая газеты, встречаешь темы, о которых сейчас не говорят. Самоубийства, войны, наркотики. Даже в объявлениях много странного и непривычного для подросткового издания. Вот пример:

 «Компьютерный Ковбой!!! Только ты сможешь меня понять до конца. Ты мой самый лучший друг! Ты мне нужен! Прости за все».

В этом кроется шарм и стиль газеты 90-х. Проблемы рассматривались глубоко, стиль текстовярок и оригинален.

Лицейское издание, как и «Баста»,  выходит раз в месяц, иногда прерываясь на спецвыпуски. Стараемся освещать актуальные проблемы, чтобы читатель не скучал. Появляется тема номера в стенах медиацентра во время мозгового штурма, тоже с чаем и печеньками.

 

Время идет, меняются жизнь и техника. Но юнкоры разных поколений похожи. Журналист умеет пользоваться словом, информировать, убеждать. Вы пытались переспорить профессионала в журналистике со стажем 32 года (мою маму)? Гиблое дело, даже не пробуйте. Она и психолог, и поэт. Ученый, философ и разнорабочий. Начжур, юнкор навсегда.

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях