Главный миф о диабете — что он возникает из-за чрезмерного поедания сладкого и потребления сахара в принципе. А ведь количество заболевших диабетом людей в 2022 в России составило 345 000 человек. Есть еще один миф, что диабет — это образ жизни. Образ жизни выбирают, а диабет — нет. Всем привет, я Вика, и сегодня я расскажу вам о своей истории заболевания и не только.
О сахарном диабете
Я узнала о том, что у меня сахарный диабет, в 2020 году, когда мне было 11 лет, и я пришла в стационар после реанимации. Туда я попала после длительного бездействия. В течение месяца я просто лежала дома на больничном, мне не хотелось есть, только пить, очень много пить. Кружилась голова, и я банально не могла стоять, а при ходьбе была безумная отдышка. И с каждым днем становилось все хуже и хуже. Мы решили пойти в поликлинику, сдали анализы, но нам ничего не сказали. Однажды мне как-то стало лучше, но мама, глядя на меня, хотела вызвать скорую. Я ее отговаривала. Но потом состояние стало намного хуже того, что было, и тогда мама позвонила «103». Кажется, это было около двух часов дня. Мне стало скучно просто так ждать врачей, поэтому мы пошли в зал смотреть «Ледниковый период». И в какой-то момент я уснула. По крайней мере, мне так казалось.
На самом деле я впала в кому диабетиков — кетоацидотическую. Она возникает из-за повышения сахара в крови. У нормальных людей с ним борется инсулин - гормон поджелудочной железы. Но сбой в организме диабетика не дает веществу вырабатываться и понижать глюкозу. Я пробыла в коме больше двух часов. А скорая приехала только через шесть часов после вызова — в 19:00. Так я «заработала» диабет 1 типа.
А вот моя подруга встретилась с диагнозом по-другому.
Анастасия Макиенок, 17 лет:
— О своем заболевании я узнала довольно быстро и неприятно. Мама с папой вызвали скорую, потому что я себя чувствовала плохо (много пила, было частое мочеиспускание, постоянно хотелось есть). Осмотрев меня, врачи поставили сахарный диабет и сразу же повезли в реанимацию. Конечно же, родители испугались, ведь никогда не сталкивались с таким заболеванием. Но, несмотря на это, родители, родные, друзья — абсолютно все поддерживают меня.
Препараты
Препарат у меня только один — инсулин. При поступлении в стационар врачи выдают его пациентам. Всего существует два вида гормона: первый — инсулин короткого действия, и второй — длительного. Их различия в том, что короткий ставится всегда (при приеме пищи или при высоком сахаре в крови), а продленный колят 1-2 раза в день.
Я ставлю инсулин длительного действия раз в день, по назначению врача, с помощью специальных шприц-ручек. Обычно гормон вводят под кожу в живот (отступив от пупка пару сантиметров), руки и бедра. Оттого что я ставлю инсулин в одни и те жи точки, на теле появляются шишки. И они лечатся только физиотерапией.
Вы можете спросить, больно ли ставить инсулин. Я скажу, что нет, не больно, главное вовремя менять иголочку в ручке. Есть и другой способ вводить гормон — с помощью специальной помпы, которую цепляют на живот, но вводить инсулин надо вручную. Это дорогостоящий прибор. Безусловно помпу можно получить бесплатно, если встать в очередь на неё. Но приходится ждать и не один день, а целый год. Да и не каждому захочется, чтобы из него торчали непонятные бугры и трубочки.
Я пользуюсь импортным инсулином, потому что он качественный. Конечно, сейчас стали делать отечественный препарат, но у многих инсулин вызывает аллергию. Но зарубежный инсулин достаточно сложно добыть самостоятельно без рецепта. Однажды мне нужно было срочно его купить, но препарат нигде не продавали. Это связано с тем, что инсулин поставляют в больницы для определённого количества людей.
Анастасия Макиенок:
— После того как поставили диагноза мне назначили два вида инсулина: один я должна ставить на приемы пищи или на высокие показатели сахара, а второй перед сном, ну и выдали глюкометр для измерения сахара. Я довольно быстро освоилась с лекарствами. Инсулин ты ставишь подкожно, сформировав складочку, вставляешь иглу шприц-ручки и вводишь дозу инсулина. Глюкометр тоже несложный аппарат. Включаешь его, вставляешь тест-полоску — прибор для анализа крови, прокалываешь обработанный палец и капелькой крови прикасаешься к тест-полоске. Он показывает количество сахара в организме.
Кому стоит знать
О моём диагнозе знают почти все мое окружение, потому что иначе при моем плохом состоянии люди не смогут мне помочь. Но признаюсь, говорю я об этом не сразу, потому что боюсь реакции людей, боюсь быть отвергнутой. Благо люди относятся ко мне, как к обычному человеку, а не как к какому-то инвалиду. Учитывая, что и к инвалидам относятся по-разному.
Анастасия Макиенок:
— Интересно, что абсолютно все из моего окружения и не только (даже прохожие) знают о моем заболевании. Мне кажется, не стоит скрывать диабет, чтобы в критической ситуации люди могли тебе помочь. Как таковых проблем не возникает, но были моменты, когда в мороз аппарат замерзал и не включался. Сейчас у меня либра — специальный сканер для измерения сахара в крови, который устанавливается на кожу, и такое больше не происходит.
Либра состоит из двух частей: датчика, напоминающего таблетку, и сканера. Когда датчик на руке, он собирает информацию об уровне крови. Чтобы увидеть данные на сканере, нужно его прикладывать к предплечью. Это можно делать хоть каждые пять минут, хоть раз в два часа.
Аналог либры - глюкометр. Он дешевле, но менее точный; его выдают в больнице намного чаще. Глюкометр безопаснее либры: если её датчик несколько раз ставить в одно и тоже место, то на руке появится гной.
С некоторыми проблемами я сталкиваюсь практически каждый день, и они очень важные: посчитать, сколько ты съела, сколько поставить единиц инсулина, как снизить сахар.
А как питаться?
Питание — это самое важное. Но сильных запретов на продукты нет, главное следить за сахаром. Употреблять сладкое можно, иногда даже нужно при гопогликемии — когда сахар в крови понижается. В школе я кушаю то, что дают в столовой, потому что для меня одной нет смысла готовить отдельно. Чтобы вычислить, сколько поставить инсулина, я считаю количество съеденных ложек от порции. Потому что именно в них и в граммах считаются хлебные единицы.
Хлебная единица — это условная мера, которую создали немецкие диетологи. Она помогает понять, сколько углеводов конкретного продукта съел человек с диабетом. Углеводы — это источник энергии для человека, они и поднимают уровень сахара в крови. Так, в одной ХЕ содержится 12 граммов углеводов. Допустим, яблоко — это одна хлебная единица.
Диабетикам важно понимать, что есть три типа углеводов:
• быстрые или легко усваиваемые — это сладкое и сам сахар;
• медленно усваиваемые — дают основную глюкозу. Это картофель, макароны, хлеб/хлебобулочные изделия, крупы, фрукты, ягоды и жидкие молочные продукты;
• неусваиваемые — алкоголь и овощи (кроме картофеля). Они не повышают сахар, если употреблено менее 200 граммов.
Анастасия Макиенок:
— Меню дома тоже не сильно изменилось. Просто мама начала готовить без сахара и измерять все на весах. Конечно, в нашем рационе появилось еще больше овощей. А в школе я питаюсь как обычно. Самое главное — правильно посчитать количество ХЕ и поставить нужную дозу инсулина.
Что важно всегда иметь с собой
Я всегда с собой ношу инсулин, чтобы при необходимости подколоться, глюкометр, ну и что-то сладкое на всякий случай.
Анастасия Макиенок:
— В моём рюкзаке всегда есть инсулин с запасными иглами, глюкометр и мой телефон. Без него я не смогу измерить сахар на либре.
О поддержке и мнении окружающих
Так как я не первый год болею диабетом, у меня достаточно знакомых и друзей с диагнозом. Если мы гуляем, и кто-то забыл инсулин или глюкометр, мы делимся. Почти все эти ребята разного возраста: от 10 до 17 лет, но я знаю даже трехлетних малышей с этим заболеванием. В специальных чатах для диабетиков можно пообщаться, спросить совета, мнения или попросить о помощи — вдруг, у кого-то была подобная ситуация.
Я достаточно часто колю инсулин в школе из-за повышенного сахара. Но так как в медкабинет я не могу ходить каждый раз, мне приходится ставить гормон в туалете, потому что иногда у ребят и учителей бывают неоднозначная реакция. Люди могут подумать, что я употребляю запрещенные вещества. Из-за этого мне порой бывает некомфортно.
Откуда берется сахарный диабет?
Диабет может передаваться по наследству, а может быть спровоцирован нервами — у каждого человека по разному. Кто-то успевает заметить вовремя, кто-то поздно, у кого-то диагноз с рождения. В моём случае на появление диабета могло повлиять много факторов: бессимптомный ковид, постоянно повышенный сахар в анализах, стрессы.
Среди родных Насти тоже нет диабетиков, это приобретенное заболевание. Мы регулярно посещаем эндокринолога. А еще каждый год ложимся на плановое обследование в больницу и посещаем занятия в школе диабета. Там рассказывают о том, как рассчитать дозу инсулина, сколько нужно кушать и что вообще делать с диабетом.
А спортом заниматься можно?
Можно. Многие занимаются разными активностями, танцами и плаваньем, футболом, баскетболом, волейболом, лёгкой атлетикой и даже акробатикой.
Анастасия Макиенок:
— Были забавные моменты, когда ты позанимался активным спортом, потом пошел покушать и после приема пищи тебе даже не пришлось ставить инсулин. А тяжелые ситуации, наверное, когда первый раз увидел очень низкий сахар. Но действительно, ограничений в спорте нет, главное следить за сахаром во время занятий.
Об инвалидности
В «комплекте» с диабетом у меня инвалидность первой степени. Она дает некоторые льготы и возможность ездить в санатории-лагеря бесплатно. Детям необходимо обновлять инвалидность каждые пять лет до совершеннолетия. Если после 18 состояние диабетика стабилизируется, то ее снимают. Если нет — инвалидность ставится бессрочно.
Анастасия Макиенок:
— Пока мне семнадцать, у меня есть инвалидность. Но перед совершеннолетием мне надо будет пройти комиссию, чтобы получить ее заново.
Диабет — не приговор
Поначалу многие думают, что диагноз — это конец обычной жизни и начало ограничений. Но диабет — не приговор, и каждый диабетик рано или поздно справляется с трудностями. Главное — следить за сахаром, а остальное наладится.