Скользит расчёска, щёлкают ножницы – на линолеуме лежат волосы. Горячий ветер и шум от фена наполняют недлинный коридор, ведущий к моей комнате. Я иду на кухню, чтобы взять палочки для суши, киваю головой: «Здравствуйте». В зеркале отражается тот, кто ищет красоту, и тот, кто её делает – моя мама. В телефоне у десятков человек она записана как «Света парикмахер на дому».
Как я однажды чуть не сбежала из дома
«Алин, помнишь нашу с тобой ситуацию? Ну, конечно, как ты её забудешь. Раньше же я тебя заплетала, расчёсывала каждый-каждый день. Волосы путались, сыпались... Не говорила тебе, чтобы не расстраивать. И решила упростить жизнь нам, точнее, себе. Ты думала, что просто кончики подстригу тебе, как обычно, села перед зеркалом, а я в тот момент была больше мамой, чем мастером. Подстригла тебя лесенкой, покороче. Ты, мягко говоря, была разочарована. А когда мы тебе косу попробовали заплести, волосы повылазили. Да ты в гневе была. Я не знала, куда себя деть. Поняла, что в плане красоты ты уже не ребёнок, и это имеет для тебя значение».
Конечно! То, что творится у человека на голове важно так же, как и то, что внутри неё. Причёска способна менять отношение к своему носителю, подчёркивать его натуру или давать ложное представление. Будут Брюс Уиллис и Дуэйн Джонсон такими же крутыми, если в какой-нибудь экшн-сцене им придётся постоянно убирать с глаз чёлку или беречь локоны от пролетающих пуль? А не разочарует ли вас неуправляемая Харли Квинн, когда вдруг променяет цветные хвостики на аккуратную косичку? Во что превратятся «Сумерки», когда эстетичных, загадочных вампиров перекрасим в розовый? В общем, давайте оценим причёски по достоинству.
Сны, когда на ночь посмотрела «Рапунцель»
Мне снился монстр из зелёной слизи с красными глазами в пшеничном поле, несколько раз видела зомби апокалипсис, просыпалась, трясясь от жути. Но если спросите о моих страшных снах, то первым в голову придёт совсем другое. В неосознанном сне я ощутила такие реальные чувства: осознание того, что я бессильна, что всё безвозвратно потеряно, отрезанные волосы не приклеить обратно. Всё было так реалистично... Комната, обвешанная медалями, обставленная канцелярией и журавликами, стол от стены до стены, на нем, как и всегда, дичайший бардак, валяются палочки для суши, хоть я и не ем вовсе суши. Я стою возле него, беру ножницы. Они у меня ещё с младшей школы, с жёлтой ручкой и застывшим клеем на концах. Беру в правую руку, а левой поднимаю распущенные волосы. Щёлк. Щёлк. Щёлк… Тишина. Я разворачиваюсь лицом к двери. Делаю шаг, готовлюсь ко второму, и здесь приходит осознание. Даже если бы я проснулась в 4:00, всё равно не закрыла бы глаза опять, только чтобы не вернуться в ту комнату, так похожую на мою.
Между рутиной и искусством
«Инициатива наказуема», - раз пять за разговор сказала мама, как-то печально вздыхая. Она старается даже не предлагать ничего клиентам, а то разочаруются, обвинят парикмахера, уйдут, сердито топая в подъезде. Хотя, конечно, многих бы она поменяла. А то гуляем с ней в очередной раз, услышу парочку отзывов о прохожих: «Что за взрыв на макаронной фабрике?» В голове уже и представляет, как за работу берётся. Да и сейчас она перебирает мои пряди, но знает, что перемен на голове мне не надо. «Мне не нравится, что люди сами себя не хотят менять. У них одна стрижка, один цвет. Однообразие делает работу не такой... шедевральной что ли», - сказала Светлана Васильевна Сайранова, погружаясь в воспоминания.
Истории парикмахера, конечно, удивительны. Но какая драма у клиентов! Если человек меняет причёску, то это или проигранный спор, или твёрдая решимость повернуть жизнь, или всплеск эмоций, или «несчастный случай».
Не бойся! Стричь волосы не больно!
«Я не понимала, что себе волосы стригу, не понимала, что по-настоящему всё. Просто играла. А такие были... длинные, золотые, шелковистые. Так гордилась ими. Но решила в парикмахера поиграть, ха-ха-ха, игрушку постричь. А я же ребёнком была пятилетним – подумала с чего-то, что игрушке страшно. Начала на себе показывать: «Да не больно это, смотри, совсем не больно». Вот как так? А? Меня когда взрослые увидели, вскрикнули. Да и у меня те обрубки дыбом встали, когда в зеркало посмотрела. Так стыдно было в садик идти», - разговорилась подруга после очередной чашечки кофе за рождественским столом.
Кто знает, вдруг передо мной сидит будущая звезда бьюти-индустрии? Моя мама тоже не задумывалась об этом деле, работала продавцом несколько лет, держа в комоде диплом бухгалтера, пока однажды не сказала: «Хватит». Подружка-парикмахер дала ей ножницы в руки, первых клиентов и опыт. Возможно, это было даже в шутку, временное увлечение, но прошло уже двадцать лет. В телефонной книге сотни людей, за плечами тысячи «работ». И есть среди них те, что не забыть…
Я художник, я так вижу!
Мама тогда только-только взялась за ножницы, а ей клиентка такую задачку задаёт: «Подстриги так, как ты меня видишь». Мама не понимала, что и как она делает, просто стригла действительно от души, как умела. Я подумала, что история закончится каким-нибудь скандалом, но, удивив тогда маму, а теперь и меня, женщина оказалась в восторге, дала сверху 50 рублей – неплохие на то время деньги – и искренне отблагодарила юного парикмахера за новый, до неузнаваемости изменённый образ.
«Если человек ушёл довольный, то я тоже счастлива. Появляются крылья за спиной. Я в мир красоту приношу! Я рисую человека – это искусство, настоящий ритуал. Парикмахер и клиент – это встреча, духовное общение. Важно мне видеть клиента его же глазами, как он себя видит. Это уже даже не искусство, а телепатия. Должна между нами пробежать искра, прийти понимание. Когда человек доверяет мне, я чувствую себя комфортно. А настрой влияет на произведение. Когда настроение хорошее, клиенты красивее намного уходят – я замечаю».
Поцелуй – французский, а коса – русская!
Волосы не только украшают человека, но и, кажется, обладают магическими свойствами. То они придают уверенности, утешают после расставания и вообще помогают начать новую жизнь, то, подобно фейерверку, приковывают взгляды прохожих. И необязательно быть принцессой любимой сказки или троллем от студии DreamWorks.
Сестра моей бабушки, как и многие другие, всё хвалит длинные волосы, всё налюбоваться ими не может. И как-то рассказала она мне историю, что, будь я режиссёром, сняла бы сериал на несколько сезонов: «Жил-был один парень. Шёл он по улице, неторопливо, думая, с каким соусом поесть картошку фри в ближайшем «Пальчики оближешь – и многоточие». Но решение принять он так и не смог – отвлёкся: впереди шла девушка с такой косой, о каких обычно говорят: «Русская». Виляет из стороны в сторону, как маятник, гипнотизирует. И сказал тогда парень: «Я женюсь на этой косе!». Знаешь, Алин, а ведь и правда, женился». После, немного погодя, она добавила: «Не обстригай косу, Алиночка. Не обстригай».
Тайна палочек для суши
Вплетаю в волосы ленты, два рубля за метр в ближайшем швейном отделе, закручиваю на макушке косички так, что больно становится, и, отсылаясь к азиатской моде, вставляю с двух сторон палочки для суши. У висков заколки. Что это? Сюрреализм? Символизм? Главное, что это - часть меня, показатель настроения и чувств, талисман сегодняшнего дня и способ выразиться. Это страшной силы искусство, причина ночных кошмаров, сожалений и свадеб.