О Софье Николаевне Нигматулиной выпускники и учащиеся лицея отзываются, как о спокойной учительнице с интересными уроками и необычным методом преподавания: лекциями. Причём не нудными, а весьма интересными. У меня Софья Николаевна тоже вела в пятом классе. Давайте с ней пообщаемся и узнаем:
— Какой вы были школьницей? Опишите себя.
— Я училась в десятой гуманитарной школе Челябинска. В восьмом классе мне нравились гуманитарные предметы, выбрала эту школу. По истории, обществознанию и литературе у меня всегда были пятёрки, но не любила химию, физику. В десятом классе была участницей олимпиады по истории, стала победителем областного тура. Меня учил удивительный педагог, которому даже есть мемориальная доска в 10 школе. Звали его Анатолий Иванович Александров, про него написана не одна книга. Он был участником Великой Отечественной Войны, всегда было интересно его слушать. Был для меня авторитетом.
— Каким был ваш первый урок, как у учителя? Чем он запомнился?
— Первый урок я давала, будучи студенткой. Меня пригласили в школу, в которой учились дети министров Башкирии и других людей высоких чинов. Я и другие студенты там давали уроки. Было очень сложно работать, дети были в 6 классе, очень любопытные, задавали много вопросов. Помню, вышла из класса, и пот по лбу катился. Было сложно, напряжённо. Происходило это в 1978 году.
— Где вы работали учителем до лицея, не считая этого первого урока?
— Недолго проработала в 43 школе, а в 56-ой была педагогом 20 лет. Перешла в лицей. Тут много наших коллег из последней школы.
— Как и в какую сторону поменялись ученики?
— Если ученики прошлых лет приходили на урок с кучей дополнительной литературы, то современный ученик приходит на урок с телефоном. Там больше информации, чем в книгах, которые приносили. Современные дети эрудированнее и способнее предыдущих поколений в плане обучения в цифровых форматах, этим они меня и привлекают. Они умеют быстро добывать информацию. Те дети были книжными, а нынешние телефонные. Это нормально, прогресс не стоит на месте.
— Что из старого лицея вы бы вернули в новый?
— Вернула бы полугодовые экзамены. У нас сейчас есть аттестация, но она в другом формате. Раньше было очень торжественно, когда на экзамене присутствовало по пять учителей, ребёнок выходил и отвечал. Мне кажется, что при таком формате у детей было больше знаний. Ещё от них польза была в том, что в конце одиннадцатого класса на главном экзамене всё происходило примерно так же, как и на полугодовых, только сложнее, а ребёнок был натренирован, хорошо и свободно говорил. Это для меня очень важно.
— Что бы вы поменяли в своей профессии?
— Хотелось бы работать с группой заинтересованных в моём предмете людей. Но, увы, таких групп я вижу очень мало. На дополнительную историю ходят по два-три ученика от класса, а мне бы хотелось, чтобы мы вместе что-то изучали, я бы отвечала на их вопросы. Добавила бы единомышленников.
— Что посоветуете неопытным учителям?
— Любить детей, какими бы они ни были, быть всегда в тонусе, разбираться во всех событиях, которые происходят, говорить детям правду.
— Расскажите о запомнившихся выпускниках.
— Ближе всех мне дети, у которых я была классным руководителем, я общаюсь с некоторыми из них. Много общаюсь с призёрами областных и всероссийских конкурсов. Помню своего ученика Алексея Лутохина, который был трижды призёром российской олимпиады. Помню Настю Салаватову, которая экстерном закончила десятый класс и поступила в Московский Институт Международных Отношений. Помню Малика Дудакова, сейчас он известный американист-политолог. Иван Нохрин, преподаватель ЧелГУ, кандидат исторических наук. У меня есть свой круг моих единомышленников.
— Чем вы любите заниматься в свободное время?
— Год назад я поселилась загород, появилось хобби: огород, так что когда выйду на пенсию, буду заниматься им. Я посещаю выставки, спектакли. Читаю. Культурно развиваюсь.
— Вы читали первую «Переменку»? В какую сторону она поменялась?
— Мне кажется, она стала более профессиональной, интересной. Новые выпуски интереснее, старых. Очень ждём новый выпуск, с удовольствием читаем. Профессионализм всё растёт и растёт. Вы становитесь уровня городской газеты. Ещё очень хорошо, что дети там работают, развиваются, становятся журналистами.
Софья Николаевна, учитель с огромнейшим стажем, очень интересный человек. Вот как о ней отзывается выпускница лицея Валерия Чепрасова (2020 год выпуска):
Уроки Софьи Николаевны всегда состояли из двух частей - рассказа учителя и видеоурока, в котором показывали портреты государственных деятелей и карты. «Сейчас на всех олимпиадах нужно, чтобы вы знали лица», - всегда говорила нам Софья Николаевна. «Сейчас новые технологии, а не то что раньше у учителя было - мел, доска и лысая башка».
Но ни одно самое красочное видео, иллюстрировавшее текст учебника не могло сравниться с её лекциями. Рассказы всегда были куда интереснее и запоминались надолго.
Нам рассказывали о дворце в Петербурге, войдя в подвал которого и спросив, кто здесь правил, услышишь ответ - "Павел", а на вопрос, кто убил Павла - "Александр".
Софья Николаевна не только рассказывала нам об исторических фактах, называла даты и события, она учила нас мыслить самостоятельно, формировать свое отношение к правителям и событиям и видеть закономерности в истории! Я до сих пор с теплом вспоминаю наши уроки истории и Софью Николаевну - она прекрасный учитель.