Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

«Манипуляшарики»

«Расскажи мне, что случилось!» — просьба. «Лучшему другу мог бы и рассказать, что случилось!» — словесная манипуляция. В разговоре разницу можно не заметить. Но чтобы вами не управляли, манипуляции надо знать в лицо.

Своей историей поделилась одна восьмиклассница: «Когда в моем окружении не было близких друзей, я увлекалась интернет-знакомствами. Я понимала, что иду на риск, когда пишу человеку, не зная его намерений. Но это не имело значения, ведь главное — друг. Одним из таких знакомств я дорожила больше всего. Девочка из другого конца страны, старше меня на четыре года. Первые несколько месяцев мы понимали друг друга в точности. Но позже начали появляться фразы: «Мне все равно, что у тебя три часа ночи, пообщайся со мной! Иначе я не напишу утром».

Боясь потерять «друга», выполняла все поставленные условия. Писала, когда мне неудобно, говорила обо всех личных подробностях жизни. И это время для меня было светлым и приятным, ведь со мной общались!

Позже появились совсем не светлые просьбы. «Если ты не сделаешь этого, я порежу себе вены». Я верила всем словам о суициде, которые  оставляли во мне страх и вину.

В один день выдержки не хватило: я добавила девочку в черный список во всех социальных сетях. Спряталась от проблем, словно улитка в раковину. Сейчас чувствую вину за то, что оставила человека, который нуждался в поддержке, но не умел это показывать».

 

Как нужно было поступить автору истории? Обратимся к «Смешарикам». Чем-то эта ситуация напоминает серию «Как собрать друзей по-быстрому?». Крош и Ёжик везут Нюшу на кровати к дому Совуньи — лечиться. Да только оказывается, что Нюша не больна, а просто хотела прокатиться на кровати.

 

Как не попасть в такой переплет? Как распознать манипуляцию? Разберем на примерах, знакомых нам с детства!

 

Несовершенное действие

В серии «Молочное пари» Крош доказывает вредные свойства молока — опрашивает Бараша, устраивает эксперименты и использует словесные манипуляции.

— А зачем камера?

— Так нужно. Не отвлекайтесь…

Этот прием используется в повседневных разговорах, рекламе. В одном случае собеседника «уведут» от нежелательной темы (Крош не рассказал Барашу о своей цели), в другом — заинтересуют. Если вам важно поговорить на конкретную тему, то будьте внимательны и не бойтесь прямо говорить, когда собеседник уходит в сторону.

 

Отсутствие причинно-следственной связи

— И мне на голову упал бидон… с молоком.

— Теперь ни у кого не остается сомнений, что молоко крайне опасно для нашего здоровья!

 

Конечно, в шишке Бараша виновато не молоко, а неосторожность. Однако во время эмоционального спора такую логическую нестыковку легко пропустить и принять за истину. Противостоять этому можно, указав на явную нелогичность в высказывании собеседника.

 

Ссылка на авторитет

 В серии «Это сладкое слово мед» Копатыча сажают на карантин. Естественно, ему это не по душе, и один из способов бунта — слова.

 — Я буду жаловаться! Продюсерам!

Копатыч не знает, помогут ли продюсеры. Однако упоминание «тех, кто выше» запугивает. В противовес попросите конкретизировать (Кому именно будет жаловаться Копатыч?), а после подумайте — правда ли угроза существенная?

 

А что лучше?

В серии «Два волшебника» Бараш и Нюша съедают яблоко и получают магические силы. Все желаемое исполняется. Мир меняется, пока не становится белым пространством с ничем…

— Давай договоримся, что ничего не будем больше менять.

— Только договорились, что совсем ничего. А если что-то захотим поменять, то сначала спрашиваем друг у друга.

             

Этот разговор Нюши и Бараша — отличный пример решения конфликтов. Никакие манипуляции и словесные уловки никогда не будут столь действенными, как искренний разговор. Поговорив начистоту, вышеупомянутые подруги по переписке, тоже могли бы прийти к взаимопониманию.

 

Словесная манипуляция — это вид речевого воздействия, при котором человеку скрытыми путями внушают идеи, чувства, мысли.

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях