Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Как это — «слушать» глазами и «разговаривать» руками?

Гул автомобилей. Стучащие о рельсы колеса трамвая. Фразы и смех прохожих. Все это привычные для нас звуки. А что испытывают глухие люди? Вот ты идешь по улице, слышишь диалоги людей, и они вызывают у тебя эмоции, появляется улыбка — такой представляется атмосфера города. А какую «атмосферу» ощущают слабослышащие? Как это происходит там, в их особенном мире? И как туда попасть, чтобы узнать?

Гул автомобилей. Стучащие о рельсы колеса трамвая. Фразы и смех прохожих. Все это привычные для нас звуки. А что испытывают глухие люди? Вот ты идешь по улице, слышишь диалоги людей, и они вызывают у тебя эмоции, появляется улыбка — такой представляется атмосфера города. А какую «атмосферу» ощущают слабослышащие? Как это происходит там, в их особенном мире? И как туда попасть, чтобы узнать?

Как это — «слушать» глазами и «разговаривать» руками?, изображение №1
 

Таким миром в Челябинске служит инклюзивный музей «В тишине». Впервые он открылся 25 сентября 2020 года в Москве. Идея создания этого места пришла его руководителю Марии Айзиной после одного случая. Однажды другой ее проект посетила группа глухих детей без сурдопереводчика. Было сложно, но экскурсоводы смогли объяснить им материал с помощью рук и жестов. После этого и родилась идея создать такой музей.

«В тишине» — это интерактивная экскурсия для тех людей, кто не имеет проблем со слухом, но хочет погрузиться в мир звуков и жестов. Это абсолютно новый формат, показывающий трудности глухих людей в обществе, на работе и дома.

Интересный факт! Во всем мире есть только один успешно реализованный проект, подобный нашему — это Музей «Диалоги» в Германии.

Успех в Москве оказался огромным, и «Тишина» отправилась в тур по России с передвижными экспозициями. Сейчас выставки проходят одновременно в Челябинске, Ульяновске, Перми, Ростове-на-Дону и Воронеже!

Как это — «слушать» глазами и «разговаривать» руками?, изображение №2
Как это — «слушать» глазами и «разговаривать» руками?, изображение №3
 

Прогуляемся по городу тишины. Путешествие начинается с важного атрибута — шумоподавляющих наушников. С этой минуты ты переносишься на иную планету. Наушники тяжелые, как будто скафандр космонавта. Сдавливают уши и голову так, словно давление космоса хочет пробраться к тебе в шлем. Очевидно, тиканье часов, бурление воды в кулере и шум ветра в них уже не услышишь — только собственный пульс.

Поначалу непривычно ничего вокруг не слышать, будто тебе отключили слух. Но с каждым новым выставочным залом воспринимать мир становится легче. Самым сложным оказывается не пытаться понимать экскурсовода, а воспроизвести буквы и слова самому, с помощью непривычных жестов. Банальные фразы «Спасибо», «Меня зовут....» уже не кажутся такими простыми. В одном из залов мы должны использовать жестовый язык, чтобы объяснить напарнику слово или назвать свое имя. Ты заставляешь пальцы принимать неудобное положение, но это полбеды. Следующий зал —это имитация строительного магазина. Красная стойка, инструменты и вывеска — «Покупаем». Экскурсовод предлагает нам по очереди попробовать себя в роли продавцов и покупателей. Показать строительные инструменты и было сложнее всего. В голове ты представляешь картины: «человек мажет маслом бутерброд», «вкручивает лампочку», «нервно просит упаковать заказ» — но не понимаешь, как показать шуруповерт или дрель, написанные на карточке.

Как это — «слушать» глазами и «разговаривать» руками?, изображение №4
Как это — «слушать» глазами и «разговаривать» руками?, изображение №5
Как это — «слушать» глазами и «разговаривать» руками?, изображение №6
 

Больше всего эмоций вызвала у меня короткометражка про глухого актера и танцора Игоря Стрелкина. Так как занятие танцами, заучивание ритма и движений — моя обычная рутина, его история глубоко отозвалась в душе. Игорь работает в московском Театре Мимики и Жеста. Он потерял слух, еще когда был ребенком, но смог найти выражение своих переживаний через танец и жесты. Чтобы поставить выступление, Игорь прослушивает выбранную мелодию несколько раз, заучивая ритм и ощущая акценты, которые передают низкие частоты. А после придумывает подходящие движения и собирает танец воедино по кусочкам.

Как глухие ориентируются в пространстве и что улучшает их жизнь? Современные технологии крепко вошли в наш мир, поэтому именно они и являются главными помощниками. Телефонные аппараты, звонки с мигающими лампочками, радионяни с вибрацией, слуховые аппараты — уши глухих людей. Что касается речи, здесь главарь голос, а точнее его вибрации. Глухие хорошо запоминают вибрацию каждой буквы, поэтому при диалоге с кем-либо воспроизводят ее и составляют нужные слова.

Как это — «слушать» глазами и «разговаривать» руками?, изображение №7
Как это — «слушать» глазами и «разговаривать» руками?, изображение №8
 

С миром глухих в музее знакомят слышащих людей сами «носители тишины» — глухие, умеющие воспринимать речь, разговаривать на жестовом языке и слышать окружающих. Благодаря этому, по словам организатора Марии Айзиной, появляется первый опыт в общении со слабослышащими людьми и восприятие глухого человека, как иностранца, говорящего на другом языке. А это помогает преодолеть барьер в общении. И вправду, таким образом мне удалось пообщаться с экскурсоводом Сашей, она глухая. Я боялась подойти к ней и подать телефон, на котором была написано: «Здравствуйте, Саша! Я юный журналист, можете ответить на пару вопросов для статьи?». Но как только телефон оказался в Сашиных руках, я увидела улыбку на ее лице, а далее и старательное печатание текста. Рядом с ней стоял её знакомый. Это был глухой мужчина, и он тоже поделился своей историей, но имя решил оставить в секрете:

— Я стал глухим с самого детства. Но в 15 лет мне удалось заново научится разговаривать. Было очень сложно. Мне тянули язык, множество логопедов, но пока я сам не стал читать книги вслух, ничего бы не вышло. Постепенно в речи проскальзывали простые буквы «А», «О», потом целые слова, и сейчас я стою перед вами, рассказываю эту историю. А вообще я универсал: могу разговаривать на жестовом языке, разговаривать сам и слышать речь окружающих. Конечно, помогает мне в этом слуховой аппарат, в котором звуки грома и взрывов сразу ощущаются.

Закончив диалог, я посмотрела на Сашу. Она посоветовалась со своим знакомым и отдала мне телефон, мы обнялись, и я вышла в звуковой мир. Позже, открыв заметку и увидев текст с милыми ошибками в словосочетаниях, я начала читать:

Как это — «слушать» глазами и «разговаривать» руками?, изображение №9
 

— Расскажите свою историю, как вы стали глухой?

— Я с рождения глухая, возможно это последствия астмы, которая была у меня в шесть месяцев. Лежала в больнице и уколы ставили. Сложно осознать, что твоя жизнь в один миг перевернулась.

— Когда вы стали учиться жестовому языку?

— С детского садика. У меня было четверо друзей, тоже глухих, им это передалось по наследству от родителей. Мы с ними выросли вместе и выучили жестовый язык. Сейчас я спокойно могу его использовать, показывать не только значение русских слов, но и других стран.

Я научилась говорить, благодаря моей маме, она занималась со мной и логопедом.

— Что натолкнуло вас проводить подобные экскурсии?

— Моя подруга посоветовала мне пойти в музей «В тишине», так как я сама люблю развиваться, мне интересно общаться со всеми, а также заниматься самопознанием.

Музей «В тишине» — возможность посмотреть на проблему глухих людей со стороны. Услышать свою вибрацию голоса, понять, как сложно бывает в обществе и как правильно реагировать на таких людей. По сути, они ничем не отличаются от нас, могут выражать свои мысли и чувства через свои приемы. А еще с ними очень интересно общаться: кто-то учится жестовому языку и не говорит, а кто-то «универсал» — и говорит, и знает жестовый язык, и слышит громкие звуки. Осознание всей проблемы и желание помочь приходит после экскурсии: ты готов остаться в залах еще на несколько часов и расспросить всех обо всем, спокойно и «В тишине».

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях