В каком кабинете можно почувствовать резкий запах аммиака, увидеть реакцию калия с водой, услышать крики: «Я не могу спичку зажечь!»? Верно, в кабинете химии. Познакомимся с его хозяйкой, учителем Ниной Игоревной Киба.
- Я знаю, что вы З2 года работаете в лицее. Что привело вас сюда?
- Случайность. Я работала ассистентом в подразделении Московского коммерческого института. Декан факультета сказал, что к нему обращался директор лицея N°11 А. Г. Гостев в поисках учителя химии. Тогда наш институт претерпевал изменения, химические дисциплины из учебного плана выводились, мне нужно было переходить на другие направления, которые меня не интересовали, а здесь
подвернулся случай. Пришла в лицей, предложили сразу два профильных десятых класса - сильные, мотивированные дети, с ними было интересно. Пару месяцев работала по совместительству, а потом перешла на постоянную основу.
- Что держит в школе на протяжении лет?
- Будучи студенткой, никогда не мыслила, что пойду работать в школу, потому что училась не в «педе», в Челябинском государственном университете, планировала работать на производстве или в научной сфере. И начинала свою трудовую деятельность в химической лаборатории Научноисследовательского института металлургии, делала анализ сплавов, но не хватало какого-то драйва, общения, потому что работа однообразная. А в школе нашла свое призвание, поэтому задержалась тут.
- Почему вы однажды выбрали химию своей специальностью?
- Это из детства. Папа был командиром воинской части, основная функция которой - хранение, контроль и утилизация химического оружия. Так получилось, что меня не с кем было оставить, и папа привел в лабораторию. Там мне показали опыты, потом начальник лаборатории подарил маленькую книжечку, в которой были описаны занимательные эксперименты. И в школе меня заинтересовала химия, давалась она мне легко.
- Как изменилась мотивация лицеистов к учебе на протяжении вашей работы?
- Раньше мотивация была - сдача экзаменов и получение аттестата, сегодня дети понимают, что необяза-тельно глубоко знать химию, чтобы его получить. Хотя пытаюсь их убедить в том, что начальные знания о веществах должны быть у всех. Но все равно у ребят, которые химией заниматься не планируют, мотивация снижается, а у тех, кто ориентирован на сдачу экзаменов, кто искренне интересуется дисциплиной, отношение серьезное. Понимаю, что нынешние дети, которые сдают экзамены на высокие баллы, знают больше, чем знала я на момент своего выпуска из школы. У них подготовка выше, и это мотивация. Но такая категория немногочисленна, подавляющее большинство просто вынуждено осваивать программу.
- Как вы относитесь к списыванию?
- Понимаю, что держать в голове весь огромный объем знаний по предмету, когда есть еще и другие дисциплины, детям сложно. Другое дело, чтобы они научились этой информацией пользоваться. И если очень строго подходить ко всем требованиям, которые к ученикам предъявляются, очень малое количество детей сможет положительную оценку выдать, поэтому стараешься адаптировать задания под учащихся. Кому-то не разрешу списать, а кому-то - спасибо, что понял, откуда надо списывать, о чем идет речь.
- Говорят, что сейчас дети «потребительски» относятся к школе и учителям. Вы согласны с этим утверждением?
- Мне не нравится слово «потребительски». Более прагматично. Кому действительно нужно - они вникают, стараются взять у тебя все, что необходимо, чтобы освоить этот предмет. А прагматика... мне кажется, это нормально, это особенность нашего времени, потому что существовать в таком информационном потоке, не определяя приоритеты, невозможно.
- Это как-то отражается на мотивации преподавать?
- Философски к этому отношусь. Это моя работа, я ее должна делать качественно, понимая все особенности детей и времени. Есть, конечно, в химии понятие - усталость металла, как в педагогике есть профессиональное выгорание, но всегда находишь какую-то точку опоры, которая тебя мотивирует, вдохновляет. Успехи детей радуют.
- Было ли за все это время серьезное желание уволиться?
- В силу того, что наступает профессиональное выгорание, мысли такие приходят, но ситуации, когда я готова была написать заявление, не было.
- Что может сделать учитель и школа, чтобы дети стали лучше заниматься?
- Когда ребенок чисто физи-чески не может сделать все зада-ния, мотивация падает, руки опускаются, он бросает все. Поэтому дифференцированный подход и становление посильных задач, чтобы ребенок их мог решить. Конечно, разные дети бывают. Кому-то наоборот надо поднимать требования, они с этим справляются, их это мотивирует. Но это единицы, олимпиадники, например, а в основном надо учитывать реалии, в которых мы сегодня существуем.
- Мотивированный ученик - какой химический элемент?
- В первую очередь приходят в голову самые активные и реакционно-способные - щелочные металлы. Они горят, зажигаются этим предметом и очень активно им занимаются. Пусть это будет калий, он взрывается при реакции с водой.
- Какой вы элемент?
- Вопрос на засыпку... достаточно активный элемент. Алюминий, наверное. Только его надо очистить от оксидной пленки, чтобы бурно реагировал. Да, алюминий без оксидной пленки.