Листая ленту «Вконтакте», каждый человек часто натыкается на фото, которое сделано цифровым фотоаппаратом. И вот в какой-то момент «цифра» становится для нас обычным делом. Из-за этого мы не представляем какой-нибудь другой вид фотографии. А зря! В наше время также популярна пленка, делающая фото родным и теплым. О работе с пленочной фотографией мне рассказала выпускница факультета журналистики ЧелГУ – Валерия Буханова.
- Как ты начала фотографировать, с чего все начиналось?
- С фотоаппаратом я познакомилась в седьмом классе. Тогда в моей школе это было очень популярно: одноклассницы с камерами даже заводили группы в социальных сетях, предлагая свои услуги фотографов. Сейчас это смешно вспоминать, но это была правда - обладание фотоаппаратом приравнивало всех к фотографам. Я не заводила сообществ, просто снимала на цифровой фотоаппарат, тренировала свои навыки. В какой-то момент мое мировоззрение поменялось, и я захотела чего-то другого. Цифровая фотография стала для меня скучной, и я перестала снимать.
- Получается, что тебе надоела цифра?
- Я давно хотела попробовать пленку, но боялась: не знала, что и как делать. И тогда познакомилась с Алексеем Дейнеко — пленочным фотографом из Челябинска. Можно сказать, что пленка нас связала (смеется). Через месяц после знакомства он меня смотивировал взять мыльницу и начать снимать. Мне это понравилось! Я ходила по городу и снимала пейзажи. Вскоре купила фотоаппарат посложнее — «Зенит». Так начался мой путь фотографа-пленочника.
У Алексея есть группа во «Вконтакте» под названием «Созерцание», там можно встретить родные челябинские пейзажи, а также фотографии с личным подтекстом.
- Мой отец когда-то тоже занимался пленочной фотографией. Он считает, что «пленку» можно сравнить с картиной, ведь чтобы ее «написать», надо приложить много усилий. Согласна ли ты с этим утверждением?
- Магия пленки проявляется в том, что ты, создавая одну фотографию, очень стараешься. Нужно пройти несколько этапов: сначала ты полностью снимаешь катушку. Если вы никогда не снимали на пленку, то начать с узкого формата — самый простой и комфортный вариант. Позже ты проявляешь сам, либо относишь в лабораторию и потом сканируешь на специальном сканере. После всех этих этапов в теории ты получаешь фотографию. В практике же есть много нюансов, из-за которых можно легко получить пустую пленку: фотоаппарат сжевал кадры при перемотке, крышка засветила всю пленку, неправильно проявили и тд. Думаю, что «пленку» можно сравнить с картиной, ведь для ее создания тоже нужно пройти несколько этапов.
- С чего нужно начать новичку-пленочнику? Как не испугаться?
- Во-первых, нужно купить камеру. Они продаются на «Авито», чаще всего новички покупают «Зенит». Конечно, можно с ней что-нибудь попробовать, просто поснимать для опыта. Но я не советую. «Зенит» для новичка может оказаться сложным. Сразу нужно будет что-то настраивать, понимать, как работает не только камера. Из-за того, что «Зенит» старый или просто долгое время на него не снимали, может «капризничать». Если он не проверен продавцом, может появиться брак. Или же может разжевать пленку. Так как это ваша первая пленка, вы очень сильно расстроитесь при первых неудачах и потеряете мотивацию снимать дальше. Нужно потихоньку начинать изучать пленочное дело, если вы сразу будете бросаться на такие камеры, как «Зенит», то будьте готовы к последствиям.
Я рекомендую для новичка купить дешевую мыльницу, а через время уже подходить к механическим камерам. Такой фотоаппарат стоит от 300 до 1000 рублей. С ним легко разобраться. Следующим этапом нужно будет купить пленку: черно-белую или цветную - на ваше усмотрение. Думаю, что новичку будет трудно с черно-белой пленкой, потому что для нее необходимо искать контраст, иначе все превратится в серую тусклую «кашу». Поэтому лучше ее снимать в зимнее время. Зимой из-за обилия белого кадры получаются контрастнее. Весной или летом, когда за окном яркое солнышко, хочется передавать именно цвета.
Для новичков у меня есть подробный гайд «Как снимать на пленку». В нем я рассказываю базовые знания, которые помогут освоить фотодело и не запортачить ваши первые снимки; советую как нужно себя вести в экстренных ситуациях (например, если пленка порвалась внутри камеры) и тд. Гайд был создан с большой любовью, поэтому буду рада, если он кому-нибудь пригодится.
- Где можно купить пленку?
- Ее можно купить на «Авито», в фотолабораториях и в маркетплейсах. Цена, конечно, кусается. В том году поставки в Россию прекратились, пленка стала стоить в два раза дороже. Даже при этом есть те, кто заинтересован в ее продаже. Они везут товар через другие страны, например, через Казахстан.
В Челябинске это можно сделать в лаборатории «Ural Film Lab», ей заведует Дмитрий Булатов. Сейчас Дмитрий активно продвигает лабораторию: в прошлом году он открыл в кофейне «Культ» точку продажи пленки. Также туда можно сдать отснятую пленку, написав свои контактные данные. И это в центре города! Думаю, это хорошая инициатива: человек придет в заведение попить кофе, заинтересуется стендом с пленкой и захочет купить. Учитывая большую посещаемость «Культа», распродается там все быстро.
- Челябинск хорошее место для пленочных фотографов?
- У нас красивый регион! Есть горы, можно съездить на сплав. Урал очень богат природой. И с этой точки зрения Челябинск и Челябинская область восхитительны. Тебе необязательно далеко выезжать, чтобы увидеть красивый пейзаж.
- Затратно ли в Челябинске фотографировать на пленку?
Допустим, возьмем Kodak Gold от «Ural Film Lab», который разобрали за два дня:
1000 рублей пленка + 300 рублей проявка + 250 рублей сканирование = 1550
1550 / 36 = 43 рубля за один кадр. Согласитесь, это уже лучше звучит. И это самый дешевый вариант. Интересно, что в Москве цена за проявку и сканирование будет меньше по простой причине – большой спрос.
- Какие чувства у тебя вызывает пленочная фотография?
- Пленка вызывает чувство чего-то доброго и давно ушедшего… Чувство ностальгии, наконец-то. Я читала исследование Доминика Шрея. Он связывает подобные ощущения с термином «аналоговая ностальгия». Доминик пишет, что аналоговая ностальгия – чувство тоски, которому человек сознательно отдается. Возникает ощущение дистанции, которое сложно преодолеть в реальности. Шрей пишет, что это приводит к появлению творческой энергии фотографа. Распространенным выражением аналоговой ностальгии является цифровая имитация пленочных функций. Сейчас есть мода на добавление пылинок и царапин на фотографии, когда раньше, в СССР, подобные шероховатости считались дурным тоном.
Ностальгия – это очень сильное ощущение, она вызывает «приятно-болезненные» чувства, к которым хочется возвращаться, как и к пленке.