Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Культовая личность для лицеистов, учитель технологии, научный руководитель, добрейший человек — и все в одном лице — Александр Николаевич Чебанько.

Как ваши дела, здоровье? Лицеисты переживают.

— Дали пожизненную инвалидность, слабенькую, третьей группы. Но я жив-здоров, хожу ногами, готовлюсь к огородному сезону. Надеюсь, активный отдых вернет меня к жизни. Быстро устаю, но если расхожусь, разыграюсь, то перспективы возвращения будут.

 
Как говорил Герцен: «Наука —сила». А что для вас наука?

— Представьте, балерун с балеруньей сплясали риголетто, у них спрашивают: «Что для вас балет?». Отвечают, что это заработок, а любимое занятие — помидоры выращивать. Сразу понятно, что не своим делом занимаются. И я, когда говорю, что одно из любимых занятий — ковыряться в огороде, связываю с конструкторской деятельностью: теплицы сами проветриваются, поливаются, дистанционное управление краном - по телефону. 

 
Как и когда зародился ваш интерес к научной деятельности?

— Как у большинства, случайно. Помню, в 7 классе мой сосед по парте записался на станцию юных техников, запускал ракеты. Красиво было, ракета летит — за ней хвост дыма, а я решил не таскаться никуда, сделать порох и ракету самому. Искал в книгах по химии состав, стал делать, потом порох мне надоел, а химия понравилась. В девятом классе у меня был другой сосед по парте, он фотографировал. Взял надо мной шефство, сказал купить фотопленку, проявитель, закрепитель и пачку бумаги. Под его чутким руководством я нащелкал, проявил. Чудные фотографии вышли, это меня окрылило. Дальше — больше, для фотографирования ведь нужны приспособления. Покупать дорого было, а самому сделать — знания нужны. Увлекся электроникой, а ее без физики не бывает. Так и интерес появился.

 
Как и когда вы стали руководителем научных работ у лицеистов?

— В лицее раньше был свободный день, человек мог не ходить на уроки. Бывало, прибегут дети: «Первым пойдем на математику, потом на электронику, танцы, литературу». И человек в итоге понимал, к чему у него склонность. С такими, заинтересованными, было интересно работать, и я стал у них руководителем. Сначала выступали на местных конкурсах радиолюбителей в ЮУрГУ. Потом поросеночек рос-рос, в Москву начали ездить, с 2000 года нас уже в Бауманке узнавали. 


Опишите период активного интереса лицеистов к научной деятельности. Каким он был?

— Лет 10 назад. Дети приходят, глаза горят: «А я хочу вот это», и ты помогаешь. Часто такие идеи заумные были, опережали время. Тогда конкурсы проводились понятные для детей. Схемку спаять, звуковой сигнал. Но все изменилось. Идут только на те конкурсы, где надо роботов сделать из готовых наборов, на базе микросхемного комплекса Arduino запрограммировать, но я этого уже не знаю, другие специалисты есть. Программирование нужно даже на тех конкурсах, где требуется спаять, сделать так, чтобы закукарекало. Поэтому сейчас вся надежда на кафедру информатики. 


Как бы вы сейчас лицеистов в науку привлекали?

— Надо выявить у человека талант. Пятикласснику интересно все, но что особенно, пока не попробуешь — не поймешь. Если мы хотим, чтобы был приток, надо возобновить систему свободного дня. И нужен педагог-энтузиаст, продвигающий науку. Набор начать с младших классов — человек 15, к старшим уже пять останется, остальные захотят булки выпекать, танец новомодный исполнять. 


Наука в будущем среди школьников останется в тренде?

— Обязательно, но она будет другая. Я не Ванга, конечно, но «повангую» немного: сейчас ученики увлекаются сборкой из готовых блоков. Их можно заказать где угодно, главное — понять, что тебе надо, как спаять. Вот это и будет наука: из готовых модулей. 

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях