Этот материал написал человек. То, с помощью чего Вы это читаете, изобрёл человек. То, что Вы, возможно, слушаете на фоне, написал человек. Да даже Вы - человек. Нас везде окружают люди, у каждого свой набор умений и знаний, и как же интересно узнавать про них. В Санкт-Петербург мы поехали на Царскосельский форум, но были там лишь посетителями. Зато это дало нам много свободного времени, пока участники занимались конкурсом. Мы распорядились окнами в расписании с умом, гуляя по разным местам, где встретили большое количество людей, будь то администраторы в кирхе, экскурсоводы или доставщики ежевечернего (не путать с ежевичным!) йогурта. Все диалоги записать мне не удалось, да и в этом не было нужды, но про самых интересных героев я Вам сейчас расскажу!
Разговорчивый орнитолог
В первый день мы освобождаемся с форума пораньше, аж в обед. Поэтому нам приходится думать, чем бы занять вторую половину дня. В поисках, где бы провести наш досуг, мы попадаем в Екатерининский парк, и там, играясь с утками на пруду, совершенно случайно завязываем разговор с милейшей женщиной.
Некоторое время она присматривается к нам издалека. Потом невзначай комментирует поведение уток, на которых мы так пристально смотрим.
— Как вас зовут?
— Меня? Аней…ой, Анна Васильевна! — моя коллега Саша, спустя несколько дней после встречи, рассказывает, что в тот момент женщина переживала и стояла в закрытой позе. Но как только мы начали искренне интересоваться птицами, она стала более уверенной. Анна Васильевна начинает рассказывать про птиц, которые обитают в пушкинском парке, а после описывает маршрут, по которому нам лучше пройти.
— Вы здесь часто бываете?
— У меня здесь вообще дети выросли и внуки. А теперь вот платно просто так не походишь — каждый раз по сто рублей платить. Можно, конечно, по вечерам, но после семи мне очень сложно вставать. Вот недавно операцию на ногу перенесла, тяжело всё равно.
— А откуда Вы столько про птичек знаете?
— Про птичек? Вот жаль вас там подальше не было, я ворона только что с руки кормила. Я каждый раз прихожу, он ко мне летит, я его Гамлетом зову. Он садится рядом со мной на скамейку, так деловито шагает. Вот у меня даже видео есть, смотрите.
Анна Васильевна достаёт свой телефон и пытается включить видео. После нескольких неудачных попыток она доверчиво дает нам телефон и показывает милейшее видео, где кормит ворона.
— Ой, это что у него там, курочка?
— Не, это я ему жир от курочки даю. Сыром их еще угощаю. Дятлы даже детей приводят и с руки у меня едят. У вас-то зёрна есть? Нет? Они любят. Ну вот, берите!
Мы с улыбками и большими интересом слушаем истории Анны, а она нам вручает пакет корма для птиц. Кажется, что ничто в мире не интересует её так, как местные крылатые жильцы, поэтому она не жалеет своё продовольствие тем, кому птицы тоже пришлись по душе.
— Подальше есть аллейка, вы там птичек с руки покормите. А зяблики, красивые которые, им надо прям бросить семечку, они ещё не привыкли с руки есть, они же перелётные. Вот вам ещё орешков, белочку то хоть видели? Вы ей аккуратно давайте, не спугните.
— А Вы только что про каких птичек говорили?
— Вот, видите, плавают чёрные с белым клювом. Они называются лысуха или водяная курица. А вот там чомга, вы там дальше пройдёте, есть ещё малые чомги. Там гоголи есть, нырки с белыми боками. Здесь ещё канал идёт, там тоже плавают уточки. Ну сейчас они, конечно гнёзда все вьют. Дрозды тут есть, ворон гоняют. Так что идите, девочки, гуляйте.
Так и не узнав ответ, откуда она столько всего знает про птичек, мы прощаемся.
Уличное искусство
Следующую собеседницу я встретила всё в том же Екатерининском парке. Уже собираясь выходить, мы встретили художников. Они стояли и писали пейзаж моста. Их было двое. Мы подходим к первой девушки, пока она, замечая нас, снимает наушники.Спрашиваем можно ли задать пару вопросов, но ответ отрицательный. Она говорит, что погружена в процесс и не хочет отвлекаться. С пониманием и уважением мы это принимаем и идём ко второй девушке, Анне. Боясь помешать, мы аккуратно спрашиваем можно ли её потревожить. Разрешение получено.
— А живописью Вы сами занимаетесь или учитесь?
— Учусь.
— А в парк Вы часто ходите?
— Ну сложно иногда выбираться.
— Что Вы любите больше рисовать: пейзажи или портреты?
— Ещё не решила. Мне и то, и то нравится. Вот рисую, смотрю
— И долго Вы так стоите, рисуете? Сколько по времени это занимает?
— По-разному, зависит от мотива. Иногда бывает быстро получается, а иногда долго тянется.
— А люди не мешают, которые бегают перед арками и пейзажами?
— Нет, они же временно. Тут уже и свадьбу успели отфотографировать, но ничего.
— А подходят и фоткают Вас часто?
— Да. Ну это, конечно, странно. Мне просто интересно, что они потом делают с этими фотографиями. Так смотрят, наверное: «О, художник!».
Забавно, что прямо во время нашего разговора про фотографии, позади проходит молодая пара, и парень снимает нас со спины. Мы не относимся к этому сильно негативно и продолжаем диалог.
Далее мы разговариваем уже о том, как попали в Санкт-Петербург. Мы рассказываем Анне про форум, нашу деятельность и жизнь в Челябинске. Через некоторое наш разговор прекращается сам собой, и Анна продолжает писать пейзаж.
Что в голове у композитора?
В один из дней нашей поездки мы посетили арт-центр «Пушкинская-10». Потрясающее место, в которое нас из-за статуса школьников пустили бесплатно. Разрисованные стены, квартира-музей, посвящённая группе The Beatles, современное искусство и то многое, что может заинтересовать творческого человека, пропитало собой это место. К слову, работники там тоже творческие. Я приоткрываю дверь одного из залов и вижу обычную кухню, в которой сидит сотрудница. Я думаю, что это техническое помещение, и не решаюсь заходить, но девушка говорит, что всё хорошо и это тоже часть выставки. Внутри уже начинаю осматриваться и слышу пару нажатий клавиш, а потом прекрасную игру неизвестной мне мелодии на пианино. Её создает та девушка, которая «заманила» меня в этот зал. Шесть минут мелодия льется из-под ее пальцем, и я по окончанию, на ходу придумывая вопросы, завожу диалог с Анастасией.
— Я заметила, что Вы почти не смотрели на ноты. Вы знаете это произведение наизусть?
— Да, я и наизусть помню, и что-то подсматривала.
— То есть Вы часто играете для посетителей?
— Да, для души и сама, я профессиональный композитор.
— Давно занимаетесь?
— С трёх лет.
— И прям преданы этому дела? Учились тоже на композитора?
— Да, я в консерватории училась.
— А Вы умеете и на пианино, и на синтезаторе играть?
— Ну это одно и то же, есть, конечно, различия из-за размера синтезатора. Экспериментировать со звуками на синтезаторе это вообще очень интересно. Например, голос может взять и так исказить, что это перестанет быть голосом. В наше время трансформируется даже академическая музыка. Вот я академический музыкант, сейчас пишу квартет для струнных, то есть это будет звучать не на фортепиано. Будет исполнять скрипка, вторая скрипка, альт, виолончель.
— А как это вообще —писать музыку для скрипки?
— Нужно знать особенности инструмента. Композиторы его изучают: что и где можно исполнить, что приемлемо, какие у него есть особенности акустические, где он звучит хуже. На самом деле, в современных реалиях все инструменты много что умеют. Конечно, есть те, которые более ограничены в своих возможностях, но там тоже можно находить какие-то моменты. Важным аспектом являются исполнители, мы с ними консультируемся, когда пишем музыку, нам это очень помогает писать, потому что не всегда всё все знают. Просто можно написать одно, а потом это окажется вообще неиграбильно. Поэтому надо вступать в диалог с коллегами, потому что ты-то написать сможешь, но играть никто не будет.
— Когда пишите, Вы импровизируете или на слух подбираете или у Вас есть алфавит какой-то?
— Алфавита, к сожалению, нет. Я люблю сочинять вместе с инструментом, бывают композиторы, которые любят без инструмента сочинять. Мне лучше, когда я осязаю. Когда ко мне какой-то материал приходит, который меня цепляет, я начинаю с ним работать, и он потом сам со мной работает, просит продолжения. И уже я в этом процессе инструментам становлюсь. Конечно, есть структура, есть план, мы не можем уйти от рационального пласта, но так или иначе интуитивное чувство оно движет созданием материала.
— А то, что Вы играли, это Ваши работы?
— Да, да, тут сбоку ещё не отобранные, но то, что я играла, это уже дописанное произведение.
И на этом моменте наш диалог прерывается. Заходит подруга Анастасии, и они вместе в порыве счастья начинают что-то своё обсуждать. Мы благодарим Анастасию за приятный диалог и прощаемся.
Тот, кто сможет поспособствовать восстанию роботов
Ещё одна интереснейшая сфера деятельности – педагог по робототехнике. Сергей Рушицкий, который руководит кружком в центре детско-юношеского технического творчества и информационных технологий, проводит для участников мастер-класс в рамках Царскосельского форума. На занятии мы пробовали «запрограммировать» одну из наших коллег, представляя, что она робот, который выполняет наши команды. Нас с Дианой очень заинтересовал его способ преподносить материал, вовлечённость самого педагога в тему и открытость, поэтому после недолгого спора, кто будет задавать вопросы, мы подошли. В итоге информацию добывали по-очереди.
— Как давно вы занимаетесь робототехникой?
— Наверное, около десяти лет.
— Насколько поменялась индустрия робототехники за это время?
— Меняется, очень сильно меняется! Некоторые задачи остаются, ведь у нас всё ещё учебные цели, но в целом требования шагают вперёд, конечно. В последнее время для серьёзных проектов требуется видеозрение — это компонент робота для ориентирования в пространстве. Надо подключать искусственный интеллект, то есть способность компьютера обучаться и принимать решение на базе данных, потому что простые задачи уже никому не интересны. У нас идёт сейчас переход с одного программного обеспечения на другое. В последнее время стало востребованным управление беспилотными летательными аппаратами. Ну у нас пока в центре такого нет, но тем не менее.
— Какая самая серьёзная работа, связанная с роботами, у Вас была?
—В основном мы с ребятами, конечно, учебные задачи реализуем. А самая серьёзная, наверное, разработка робота с нуля, которого мы программировали на на языке Java. Мы с ребятами сами делали и корпус робота, и некоторые части сами печатали на 3D станках, и на лазерных станках вырезали их. Получился очень интересный проект! Робот мог двигаться автономно, собирать разные предметы, поднимать их на высоту около полутора метров, распознавать эти предметы с помощью видеозрения и с помощью искусственного интеллекта понимать, куда это отвозить. Это было интересно, нас в команде насчитывалось около 12 человек.
— Почему Вы пришли работать именно с детьми?
— Я и по образованию имею отношение к робототехнике и работал на производстве по этому направлению. Но началось с того, что у меня родился сын, и, когда ему было около пяти лет, я стал ему всё это показывать, а он заинтересовался. И вместе с ним мы начали решать, решать, решать эти вопросы. Тогда я понял, что у меня получается не только делать роботов, но и учить этому других. На самом деле, как я всегда говорю, я с одним коварным замыслом это делаю: время идёт, я не молодею, а дети, которых я учу, могут разработать что-то прорывное, что облегчит мне жизнь.
Эпилог
Я по праву могу называть конец моего материала эпилогом, потому что считаю его художественным произведением. Я бы даже сказала, произведениями. Ведь все эти истории живут в отдельности, они и сейчас развиваются где-то в Питере, ведь я, как фотограф, зафиксировала лишь мгновения. Представить сложно, что ещё удивительного творится в их жизнях. Какой был первый инструмент Анастасии и почему она выбрала путь композитора, а не музыканта? Сколько раз ломались роботы Сергея? Какое будущее у картин Анны? И откуда всё же Анна Васильевна столько знает о птицах? Мы никогда не встретимся снова, и эти вопросы останутся риторическими. Но что я точно знаю, ведь убедилась сама: в каждом человеке растёт собственная история, которую ну очень интересно узнавать. Надеюсь, мне удалось убедить и Вас. Обращайте внимание на окружающих Вас людей почаще. Кто знает, чем это может обернуться?!