В ноябре 2022 года я участвовала в специальном проекте «Погружение» газеты 11 лицея «Переменка» и газеты школьников Тракторозаводского района «То4ка ЗРения». Одной из задач нашей поездки в Троицк стало знакомство с религией. Поэтому еще с «Погружения» меня начал терзать вопрос: чем отличаются ветви христианской веры? В своем очерке «Старый город нового времени» я затронула православие и мусульманство. Появилась идея больше узнать о разных вероисповеданиях. Но я не поддалась желанию. До путешествия в Санкт-Петербург не думала, что снова столкнусь с религией в этом году. Пока не познакомилась с лютеранством.
Но ведь неуместно и несвоевременно только самое великое?
В ноябре 2022 года я участвовала в специальном проекте «Погружение» газеты 11 лицея «Переменка» и газеты школьников Тракторозаводского района «То4ка ЗРения». Одной из задач нашей поездки в Троицк стало знакомство с религией. Поэтому еще с «Погружения» меня начал терзать вопрос: чем отличаются ветви христианской веры? В своем очерке «Старый город нового времени» я затронула православие и мусульманство. Появилась идея больше узнать о разных вероисповеданиях. Но я не поддалась желанию. До путешествия в Санкт-Петербург не думала, что снова столкнусь с религией в этом году. Пока не познакомилась с лютеранством.
Когда мне выпала возможность поехать на Царскосельский форум школьной прессы в город Пушкин, я вновь начала чувствовать внутренний порыв и тягу написать эту работу. И не позволила себе еще раз отречься от желания.
Само понятие времени исчезло
Долгое время я считала, что христианство едино, и не знала о существовании ветвей этой религии. Довольно странно, потому что я хорошо учила даты по истории в школе и знала, что 1054 — это год разделения церкви на католическую и православную. И что в 1517 основоположник протестантизма Мартин Лютер выступил с 95 тезисами, критикуя католицизм. Однако в душе ни струнка не дрогнула.
Каждое утро наш маршрут на Царскосельский форум школьной прессы в Пушкине проходил мимо местной кирхи — лютеранской церкви Воскресения Христова. И по возвращении домой я решила окунуться в историю этого места глубже.
Евангелическо-лютеранский приход в Царском Селе основан в 1818 году, спустя семь лет после открытия Императорского лицея. В ней училось немало последователей лютеранства, поэтому император Александр I выделил деньги на строительство кирхи.
Из-за ветхости старого здания со временем была возведена новая каменная церковь — та самая, которую я смогла увидеть спустя полтора века после ее освящения. И это впечатляет! Сам дух здания погружает все глубже туда, где меня не было тогда, и где я буду всегда теперь.
Но если так будоражит вид этой кирхи издалека, то что случится со человеком внутри? Ответ на этот вопрос предстоит узнать, ведь я отправляюсь на органный концерт в лютеранской церкви Воскресения Христова. Здесь дают Баха.
Будто я провалилась в какую-то щель меж эпохами – и застряла там навеки
Вмиг разум захватывает множество вопросов, как только я переступаю порог этого величия.
Тишина… Люди есть, а звуки парируются пространством и не слышатся. Атмосфера принуждает молчать и вкушать происходящее. Голубоватое свечение белых колонн лишает прихожан связи с материальным миром, целиком погружая их сердца в духовный. Словно лишь здесь можно быть спокойным по-настоящему.
Чем же отличается лютеранство от православия? Тем, что протестанты отвергли обрядность, старые молитвы и облачения духовенства.
Внутри лютеранская церковь напоминает православную только распятием Христа: вокруг мало икон, а богослужения ведутся под различные классические композиции. Можно сказать, что музыка – сердце каждой кирхи.
На стене порхает голубь – олицетворение чистоты и невинности, а за аналоем – столиком для икон и книг – находится витраж. На нем изображен Агнец Божий – ягненок, символизирующий искупление грехов. В том числе из-за этого люди и приносили в жертву маленьких овечек.
В Евангелии от Иоанна говорится: приближающийся Иисус есть «Агнец Божий, Который берет (на Себя) грех мира». Своим Вознесением Христос искупил грехи людей. Так регулярность жертвоприношений потеряла актуальность.
Музыка — это откровение более высокое, чем мудрость и философия
Зачем же я пришла в Пушкинскую кирху? Точно, органный концерт. Меня пугает ожидание момента, когда кристальная тишина взорвется, и воздух наполнится живостью звуков.
Он настает внезапно, как гром из ниоткуда, и отовсюду затмит души. Разливается «Концерт ре-минор» в исполнении Ильи Федосеева. И пламя свечей чуть шелохнулось, будто испугавшись этого разрыва воздуха. Людские сердца дрожат от вибрации звуков органа, которые отскакивают от стен.
Сам инструмент во время концерта я не вижу. Мне не нужен материальный объект, его можно найти среди тысячи образов в голове. И я просто наслаждаюсь звуками органа. Закрываю глаза и погружаюсь в себя. Хаотичность мыслей сменяется точным порядком, я чувствую, что полностью расслаблена и независима от мира.
Но вмиг мне приходится очнуться. Сами свечи не хотят такого скорого конца. Закончилась «Прелюдия и фуга до мажор». Наступает полная тишина.
Не могу вспомнить, что же было после. Выходя, я оставляю там почти все. И только тогда понимаю, какой контраст образуется между внешним видом церкви и тем, что находится внутри.
Jumala on rakkaus
Протестанты верят, что главный грех – это отстраненность человека от Бога. Мартин Лютер утверждал, что почитание святых – унижение заслуг Христа. Лютеране не молятся ликам, считая их не более, чем историческими личностями. Так, церковь полагает единым заступником и посредником между человеком и Богом только Иисуса Христа.
В православной церкви существует Семь Таинств – проводников Божественной энергии: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Таинства Священства и Брака, Елеосвящение.
Лютеранство же принимает только два. При Крещении человек становится христианином, а при Причастии – укрепляется в вере. Остальные пять считаются священными действиями.
Мысль и слово — средство искусства
Для меня лютеранство — новаторство в духовной культуре и истории в целом. Углубляясь в историю XVI века можно понять, что Лютер помог людям верить в Бога так, как хотят этого они, несмотря на консервативные устои католической церкви. Он создал кирхи, в которых сейчас богослужения проходят открыто, под музыку, с свободой для размышлений.
Теперь каждый человек выбирает, во что верить и как следовать внутренней потребности в духовности. История в лицах людей открыла просторы для этого.
Возможно, лютеранство захватило мое сердце простотой и некой необычностью. А ведь порыв случился во время поиска образа органа в моей душе во время органного концерта в необычной лютеранской кирхе Воскресения Христова.
Выбран ли мой путь и открыто ли сердце? Судить лишь вам, дорогие читатели. Своим текстом я решила показать различность духовной культуры нашего мира.
Закрывая глаза я слышу произведение «Токката ре-минор» великого Баха и вижу великолепный орган, будто бы играющий сам по себе.