В кабинете Центра детско-юношеского, где работает Ирина Владимировна Некрасова, живет солнышко. Круглогодично, несмотря на погоду и время года. Потому что на стенах висят картины. Сделаны они из соломы. А солома – это такой яркий золотистый материал, он создан из солнечных лучей. А пока мы разговаривали с Ириной Владимировной, из-под ее рук рождалась пара золотистых лебедей, которые неспешно плывут по озеру со своими лебедятами…
- Ирина Владимировна, где Вы научились такому замечательному искусству?
- Я родилась и выросла в Шадринске Курганской области. В седьмом классе подружка позвала меня на занятия прикладным творчеством в кружок «Умелые руки» городского Дома пионеров (позднее Дом детского творчества). Галина Ефимовна Булыгина учила нас создавать мягкие игрушки, украшения из кожи, плести макраме. Технологию аппликации из соломки мы начали осваивать позже, это был новый для нас вид творчества. Интернета тогда не было, литературы тоже, поэтому приемы обработки соломки и создания из нее картин мы придумывали сами, методом проб и ошибок. Например, сейчас мы наклеиваем соломку на выкройки деталей с помощью клея ПВА, а тогда такого клея не было, приходилось пользоваться «Моментом». Работать с ним было неудобно: у него резкий запах и если на изделие падали солнечные лучи, то он предательски вылезал на поверхность. Первую коллективную работу «Жар-птица» я до сих пор хорошо помню. Соломка меня увлекла, и я начала работать с ней постоянно. Даже, во время учебы в Шадринском государственном педагогическом институте приходила на занятия в Дом детского творчества и продолжала творить. После окончания института, в ДДТ я стала работать уже в качестве педагога дополнительного образования коллектива «Умелые руки».
-Чем отличаются картины, созданные в вашем коллективе, от других?
- В Челябинске подобных картин нет. В коллективах, где занимаются соломой, создают плоские работы, а мы научились создавать объемные многослойные аппликации. В них детали накладываются друг на друга в несколько слоев, а потом еще им придается объем. Еще у нас есть свои секретики: например, в картине изображена бабочка, летящая на цветок, создается такое впечатление, что она парит в воздухе. На самом деле она прикреплена к фону на проволочным летоном, который мы красим в черный цвет. Получается, что летона не видно, а бабочка летит.
Мы не останавливаемся на достигнутом, постоянно учимся, придумываем что-то новое. Допустим, делаем работу и не знаем, как сделать ту или иную деталь. Приходится придумывать способ, как эту деталь создать. Вот и получается, что я не только учу детей, но и постоянно учусь сама.
- Какие качества вырабатывают дети, занимаясь созданием картин из соломки?
- Прежде всего терпение. Можно не уметь рисовать, не уметь клеить изначально. Но если не будет терпения, то и другие качества не вырабатываются. Ты же сама знаешь, что надо солому очистить, сварить, разрезать, высушить, одну к одной приклеить. Без терпения и усидчивости здесь не обойтись. А еще фантазия, конечно. Мы делаем работу по эскизу, взятому из интернета, с открытки или из книги. Но часто бывают ситуации, когда от эскиза хочется отойти и тогда включается фантазия: от этого картина становится только краше, приобретает свою индивидуальность и неповторимость. А еще работа с соломкой учит думать. Процесс создания объемных картин далек от совершенства. И если ребенок придумывает какой-то иной способ создания или приклеивания детали, я только рада. Сама я, например, еще будучи школьницей, придумала, как создавать глаза у фигуры человека. Раньше мы наклеивали детали глаз сверху на деталь лица, а я попробовала, на месте глаз вырезать дырочки и подклеить детали снизу. Получилось эффектно, глазки стали похожи на настоящие. Этот способ стали применять и другие мастерицы.
-А сами вы сейчас создаете работы? Сколько их?
-Сколько я сделала работ, даже не берусь сосчитать. Их очень много. Даже здесь, в кабинете, висят мои работы «Яблоневый цвет», «Шиповник», «День превращения в бабочку». Работы я либо дарю, либо делаю на заказ. Я детям постоянно говорю, что, если они овладеют данной техникой на высоком уровне, то можно на этом и деньги зарабатывать. А вообще я делала картины на разные сюжеты: корабли, храмы, люди, цветы и многие другие. Мой дом украшают несколько картин. Самая любимая, в которую я вложила всю свою душу, это «Журавли». Есть еще «Улиточка», «Карасик» и «Музыка небес» - там ангел играет на виолончели.
А здесь, на стенах в кабинете, висят, в основном коллективные работы. Личные ребята забирают домой. А коллективные мы делаем, когда на выставку надо сделать картину быстро. Тогда всей группой и создаем аппликацию. Обычно она большая, объёмная и сложная. Несколько пар рук всегда лучше, чем одни. Один ребенок делает большую работу за полтора - два года, а вместе – за месяц. Детали делают дети, а я помогаю выстроить композицию, собрать все детали воедино.
-Каких результатов добиваются ваши обучающиеся на конкурсах?
- Самая значимая для нас выставка – это «Город мастеров». Хотя она муниципального уровня, она значима потому, что дети здесь вживую показывают то, чему они научились на занятиях. На мастер-классах они перед членами жюри и делают детали работ, представленных на выставке, доказывая, что конкурсное произведение они сделали сами. В этом году учащаяся нашего объединения Ребчак Виктория на этой выставке заняла первое место. На городской выставке «Зимняя мозаика» мы представляли работы связанные с Новым годом, зимними забавами. В этом году мы дипломанты третьей степени. На областной выставке «Новогодний переполох» наш коллектив так же ежегодно становится призером. Мы с удовольствием участвуем в выставках всероссийского и международного уровня, при условии, что совпадает тематика. Работы делаются долго, поэтому выбираем те конкурсы, на которые у нас есть аппликации.
- Ирина Владимировна, Вы сказали, что детство и юность вы провели в Шадринске. А как Вы попали в Челябинск?
- Переезд в другой город я задумала давно. Шадринск – город маленький. Возможности там ограничены. Мне хотелось более масштабной деятельности. На юбилей Дома детского творчества в Шадринске, где я тогда работала, приехала бывший директор нашего Центра Луиза Федотовна Соглаева. Она посмотрела мои картины и пригласила работать педагогом дополнительного образования сюда, в Центр детско-юношеский. Я согласилась, переехала в Челябинск, и с 2006 года работаю здесь. Теперь не только педагогом дополнительного образования, но и заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Так мое детское увлечение стало профессией и определило всю мою жизнь.