Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

"Ни тиктокер, ни блогер, нет миллиона подписчиков"

В некотором Челябинске, в некотором центре дополнительного образования, уже долгие-долгие годы своим боевым искусством свет пленяют дзюдоисты. Сменились поколения детей, другими стали даже педагоги – те люди, в честь которых ещё 2023 год назван. И о том, кто сегодня передаёт свой опыт, мы с вами сейчас и узнаем.

Глава 1. Генезис

Наша история началась в 1998 году в городке Урай в ХМАО. Знакомьтесь, Слава – третьеклашка. После звонка на перемену, немного отчаявшись, он тащится на дзюдо. За свои восемь лет он и так сменил несколько видов спорта – оставил позади футбол и после перелома ноги бросил спортивную акробатику. Сломал, если что, упав с качели, но это не важно. И, вот, отец убедил Славу выйти на татами, несмотря на страх сына. И долго ли наш герой проносит дзюдогу, затянутую поясом? Узнаем позже, а пока переместимся в Челябинск.

В этот же год, 1998, Диме всего три годика, так что немного перемотаем. В девять лет он тоже пошёл в дзюдо, в «Клуб мальчишек». Расскажу без интриги: Дима ходил туда до последнего, даже больше. Ему хватило два года, чтобы полюбить этот спорт и начать собирать портфолио, обвешивать медальницу и заставлять полки кубками.

Слава тоже всё-таки остался в дзюдо. Теперь это для него серьёзное занятие, соревнования и поездки. А в старших классах он и вовсе решил, чем займётся после школы. Тренерством. Но не так быстро! Надо успокоить родителей, в студенчестве переехать в Челябинск, пять лет отучиться в ЮУрГУ на маркетолога (не поработав по специальности). Всё, а после можно идти в «физкультурники» и выходить на финишную прямую своей спортивной карьеры. У Димы почти также, только сначала он получил образование тренера, а потом тоже в ЮУрГУ, только на направление «Технология общественного питания».

Оба наших героя вышли из дверей УралГУФК со званием КМС и возможностью стать тренерами. Каким был рывок к этому? Узнаем в следующей главе.

Глава 2. Стать тренером

2017 год. Дима вернулся в «Клуб мальчишек». Только теперь это «Центр детско-юношеский г. Челябинска». Но остановка, у которой он стоит, хранит то прошлое с ностальгическим названием этого учреждения. Это так, милый факт, но вернёмся к герою. Перед этим эффектным возвращением Диме позвонил педагог, что тренировал его здесь, и сказал: «Всё. Я уезжаю на отдых. Хочешь поработать?» И теперь Дима – это Дмитрий Андреевич Иванов – наследник традиций своего учителя Сергея Фёдоровича Андреевских.

Через три года на это же жёлтое татами, в зал с зелёным драконом на стене, зашёл и Слава. Ой, извините, теперь это Вячеслав Игоревич Мусаткин. И с 2020 года коллектив «Дзюдо» стал таким, каким его знают сейчас – таким, каким сделали его наши герои. Таким – каким? Узнаем в третьей главе. Я уже знаю, что там, но спойлерить не буду. Прочитайте сами – это интересно.

Глава 3. Сила дисциплины

Для каждой группы, в зависимости от возраста и опыта, программа разная. Она объединяет джиу-джитсу, айкидо, даже сумо. В течение года юные дзюдоисты занимаются не только отработкой приёмов: поездки в другие города, участие в турнирах крупного масштаба – не редкость для ребят. А соревнования внутри объединения проходят раз в два месяца. Даже при условии пандемии дзюдоисты соблюдали свои традиции и проводили турниры, но вместо живых зрителей были многочасовые трансляции для всех желающих. После коллектив, кстати, объединил офлайн и онлайн форматы, так что за подрастающими спортсменами можно наблюдать и вживую, и лёжа на диване, с попкорном подмышкой. Такая драма, такой экшен! И это только видимая часть. За кадром ещё больше «огня», стараний и преодолений. Вот, что о занятиях говорят герои.

Вячеслав Игоревич: «Изначально у меня не было такой цели, чтобы я был условно как физрук: дети потренировались и ушли. С самого начала, когда ко мне детей записывают, я говорю, что работаю на результат. Это подразумевает тяжёлые тренировки. Тяжёлые, но эффективные. А от детей требую трудолюбие».

Дмитрий Андреевич: «Нет такого, чтобы тренер сказал: «Сделай это, победи там, и я дам тебе печеньку». Нет. Дети сами должны себя мотивировать. Если этого не будет, они, либо «словили звезду», либо они безразличны к этому спорту и своим результатам. Учащийся должен понимать, что он тренируется не просто так, а ради своей цели».

Если бы педагоги писали рецепты для «приготовления» хорошего дзюдоиста, то оба записали бы два пункта: умение ставить цели и тренировки (в большом количестве). А если говорить о методах воспитания, то у обоих перед глазами, в ушах будет одно громкое слово: «Дисциплина». Дети приходят в определённое время, даже заранее. Если опоздают, то не будет «Привет, как дела?» - следует небольшое наказание. Я даже помню этот небольшой квадрат в уголке зала, где мальчики и девочки отжимаются и приседают. Туда идут и «болтуны». Также ученики должны правильно запахивать дзюдогу, без ошибок завязывать пояс, знать команды тренера – они на японском языке. 

Глава 4. Школа хороших людей

В 2023 году я пришла в гости к дзюдоистам. И, оказалось, сделать из ребят спортсменов – это второстепенная цель. И для Дмитрия Андреевича, и для Вячеслава Игоревича важнее выпустить из кабинета хороших людей.

«Приходят каждый год человек по 30. И из всех 30 олимпийскими чемпионами станут не все. Но все должны стать хорошими людьми. Это мы им и даём», - говорит Дмитрий Андреевич.

«Детям очень повезло заниматься дзюдо. Его философия построена на том, чтобы воспитать хорошего человека. Плюс ко всему наши методы просты. Мы мотивируем, чтобы ребята не останавливались на достигнутом, развивались разносторонне. Самое главное – это разговаривать. Мы объясняем, что конкретно в ситуации обучающийся сделал не так, как правильнее поступить в следующий раз, чтобы сохранить своё человеческое лицо».

Через тренировки и соревнования ребята учатся быть дисциплинированными, ответственными, пунктуальными, уважающими друг друга и своих соперников. Это всё потом автоматически перекладывается в обычную жизнь, даже если они этого не осознают. Ребята в процессе занятий понимают, что нельзя обижать слабого, надо уважать старших и вообще любого человека.

Глава 5. Препятствия на пути

В каждой истории в какой-то момент герой сталкивается с трудностями. Наших они сопровождают, кажется, уже вечность. Быть учителем уже подразумевает отдавать себя и каждый раз находить силы на очередное пробуждение под будильник, громкий, как детские голоса.

Никто не подозревал обо всех подводных камнях. У детей свой характер и темперамент. Нужно относиться к ним по-особому, к каждому найди подход, быть на одной волне с разными возрастами. Но и не забывать про строгость, границу между другом и наставников. Надо выстроить тренировки так, чтобы было не в ущерб одним – более сильным и старшим ребятам, и не перебором для других. Плюс бывают психологические нюансы: одних нужно подбодрить, других, наоборот, поругать и усмирить. Ещё и командный дух надо держать. Не забываем, что у детей есть родители! Необходимо поддерживать контакт с ними, искать подход ещё и к ним. И при всём этом разнообразии сложностей важно быть хорошими тренерами.

Вячеслав Игоревич и Дмитрий Андреевич – отличный пример для своих учеников.  Да, они и так уже пример, тренера, но понимают, что всегда есть чему научиться. Они посещают педагогические мастер-классы, проходят курсы и тренинги. Дома, только чтобы не стоять на месте, изучают уроки в Интернете, подмечают детали и на следующий день приходят лучше, круче, мудрее, чем вчера.

«Хорошего тренера отличает страсть, фанатизм, желание жить работой. Он должен всегда хотеть совершенствоваться, а не останавливаться на том багаже, что дали когда-то. Плохой тренер будет думать, что он всё знает и считать правым только себя. А если ты не будешь развиваться, то ученики тем более не будут этого делать», - такие мысли у Вячеслава Игоревича о тренерстве.

А о некоторых трудностях рассказал Дмитрий Андреевич: «Среди ста всегда найдётся хотя бы один родитель, который считает, что его ребёнок всё знает, он самый лучший, а педагог виноват. Ну мы совсем не хотим сделать что-то плохое. Как лучше стараемся, а часто получается во вред себе. Совершил я как-то ошибку – оплатил ученику проезд, проживание для соревнований, а он на связь перестал выходить. Потом пришёл, будто ничего не было. С родителями был тяжёлый разговор».

Глава 6. Пронесённые через жизнь уроки

Я попросила наших героев вспомнить уроки своих тренеров. Дмитрий Андреевич вспомнил такие две ситуации: «Мы были на сборах, на Акакуле. Был натянут тент, там была столовая. Ночью пошёл сильный дождь с грозой, мы просыпались постоянно из-за грома. И тренер наш к нам такой заходит и говорит: «Ребят, если мы ничего не сделаем, то завтра есть не будем - тент прогнулся, он лопнет. И мы пошли. Всю ночь сбивали палками воду. А как-то на других сборах нужно было починить лавочку. Тренер дал нам саморезы и молоток. Мы это всё… вбили. «А вы что, не знали, что гвозди не вкручивают отвёрткой, саморез не вбивают молотком», - сказал он нам».

Вячеслав Игоревич поделился цитатой одного из самых топовых тренеров в Урае из его детства Олега Анатольевича Горемыкина: «Если тебе что-то не нравится во время тренировки, упражнение или приём, значит, ты его просто не умеешь делать. Никогда не надо пугаться нового, того, что не получается. Надо идти, пробовать, преодолевать и добиваться, чтобы это стало легко». А эта мысль уже из Челябинска, Кулябин Дмитрий Алексеевич сказал: «Хороший парень – это не профессия. Ты можешь быть хорошим человеком, это никто у тебя не отнимет, но, чтобы добиться результатов в чём-то, нужно пахать, быть профессионалом. От того, что ты просто хороший, медаль на шею никто тебе не повесит».

Интересно, а чем наши герои запомнятся своим ученикам? На их плечах лежит будущее нашей страны. То, каким в свет выходит подрастающее поколение – это результат того, что и как вкладывают за дверьми педагоги и наставники. И им тяжело. Они боятся выгореть, ведь постоянно близки к этому. Они боятся, что их знания и силы уйдут в никуда, ведь не каждый ребёнок готов к взаимной отдаче. И, знаете, они ждут не того, что в их честь назовут год. Это никак не отражается на их ремесле. Только приветственные слова на мероприятиях стали длиннее, может, аплодисменты погромче. Но это максимум. Нужно искать ещё пути к понимаю и уважению. А то прошла уже половина 2023 года, а учителя счастливее не стали. Вы это заметили?

Не мне заканчивать историю наших героев. Она ещё продолжится. Но вот как завершить текст, я знаю. Это импровизационная, но глубокая мысль от Дмитрия Андреевича. Осторожно, она может задеть: «Если детям скажешь, что я - тренер по дзюдо, они такие: «Ну и что? Ни тиктокер, ни блогер, нет миллиона подписчиков. Ну вот и всё». Вот так».

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях