Какого же рода отношения возникают между двумя людьми, когда один другого вдруг, или не совсем вдруг, начинает считать своим наставником? Какие чувства эти люди испытывают друг к другу? Это любовь? — Да и нет. Дружба? — Да и нет. Покровительство с одной стороны и ощущение защищённости с другой? — Да и нет. Но уже, пожалуй, ближе. Или это нечто особое, рождающее такое высокое, как взаимная благодарность? В таких тонких материях я попробовала разобраться.
Наставник: друг или начальник?
Наставник — это не всегда учитель. Вернее, учитель, но не в том значении, как мы
привыкли воспринимать это слово. В моём понимании, наставником может быть любой
человек из окружения: мама или папа, руководитель танцевального коллектива, просто
чуть более взрослый знакомый...
Выходит, если нам есть чему научиться у человека, и он идёт тебе в этом навстречу, — он
становится нашим, своего рода, наставником. В таком случае — можно ли с ним дружить?
Можно ли переходить от формального общения к неформальному? И всегда ли это
уместно?
Лично я не люблю школьных учителей, которые стремятся подружиться со своими
учениками. Здесь, мне кажется, теряется авторитет педагога. Всë-таки система
образования не предполагает дружбы с преподавателями. По крайней мере, до момента
выпуска — точно.
Тогда, возможно, главный фактор дружбы — небольшая разница в возрасте? Но как
рискнуть: пойти на это и не оступиться, не переступить черту? Наверное, просто
научиться разделять. Совместное дело — отдельно, дружба — отдельно. Ну, а если сфера
общения предполагает творчество, тут уже это разделение не обязательно должно быть
таким резким. Вдобавок, пожалуй, хороший наставник — это тот, кто эффективно
передаёт свои знания, опыт и блеск заинтересованных глаз... Но в определённый момент
он должен «отпустить» своего подопечного, так как уже вырастил равного себе или даже
более того. Вот здесь и возникает пространство для естественной дружбы, если в этом
есть потребность обеих сторон.
В любом случае, если судьба приводит в мою жизнь человека, который вдохновляет меня,
на которого хочется равняться, который может и хочет поделиться со мной знаниями, то я
считаю это бесценным подарком, хотя порой даже невозможно предположить, к чему
приведёт наше взаимодействие.